Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

kosmicheskij-dizajn-2

Космический дизайн

История Автор

Мы наизусть знаем имена Генеральных и Главных конструкторов космической техники. Несколько хуже помним имена космонавтов, оправдываясь тем, что их стало много, хотя, на самом деле, это мы стали меньше интересоваться происходящим в космосе. Но, наверное, редко кто не задумывается о том, что у создателей интерьеров космических кораблей и орбитальных станций тоже есть имена. Точнее – имя. Ведь все эти интерьеры создал один человек – засекреченный архитектор Галина Балашова.

Именно она, выпускница Московского архитектурного института, волею судеб стала родоначальником космического дизайна интерьеров. Муж Галины работал в КБ Сергея Королева, куда привел и жену. Она начала с проектирования цехов и ДК.

Пока космонавты летали считанные дни, они, по существу, находились в спускаемых капсулах. С увеличением продолжительности полетов потребовался бытовой отсек.

kosmicheskij-dizajn-3
Эскиз дизайна жилого отсека.

Королев, которому инженеры-конструктора предложили сделать его в виде сферы всего около двух метров диаметром, да еще расположили там ящики для приборов, дал указание придумать что-нибудь «поуютнее», сказав, что «в космос человек не может летать в туалете». Эту задачу переадресовали единственному на фирме архитектору-профессионалу Балашовой. Ее эскиз понравился и после некоторых доработок в 1964 году был утвержден Королевым. В модуле было «по-домашнему»: стол-сервант (в нем можно было хранить и оборудование, и вещи), диван для отдыха (тоже с местом для хранения). Были предусмотрены четыре иллюминатора, поручни, посадочный люк. Из инженерных соображений модуль имел форму сферы, а все его наполнение, чтобы уравновесить конструкцию, располагалось равномерно.

Работа «на космос» потребовала решения многих нестандартных задач, которые прежде никогда не возникали. Во время трансляций с МКС мы видим произвольно «плавающих» по станции космонавтов и не задумываемся о том, что для психологического, да и бытового комфорта им нужен «верх» и «низ». А где они в невесомости? Решение Балашова нашла простое и красивое: покрыв пол зеленой тканью, создала иллюзию травы, то есть «низа». «Потолок» – в светлых тонах, которые, чем ниже, тем становились темнее. Чтобы воплотить концептуальное решение в жизнь, ей порой приходилось самой искать подходящие отделочные материалы. Например, удалось получить «спецткань» на заводе синтетических материалов – искусственную кожу, подбитую только что появившимся тогда поролоном. Из такой шили охотничий костюм Никиты Хрущева.

kosmicheskij-dizajn
Дизайнер космических интерьеров Галина Балашова

Почти сорок лет Балашова была единственным «космическим» дизайнером в стране.

Среди ее работ не только интерьеры космических кораблей. Именно ей принадлежит авторство проекта экспозиции стыковки советского и американского космических кораблей и значок с символом этой программы. Впоследствии Академия наук СССР и NASA утвердили этот значок в качестве эмблемы программы «Союз – Аполлон». Гонораров засекреченная Балашова не получила.

Монографию о Галине Балашовой (Design for the Soviet space programme. Galina Balashova, Architect) написал архитектор Филипп Мойзер. Она издана на немецком и английском языках. Возможно, когда-нибудь появится и книга российских авторов, а пока внук Галины Балашовой Петр Виноградов создал и поддерживает два сайта: «Галерея. Интерьеры космических кораблей» и «Галерея. Космическая символика».

 

Подготовила Елена Емельянова

 

Последнее в разделе История

spiral-kondratyuka

Спираль Кондратюка

На мысе Канаверал – американской «космической гавани», откуда их ракеты брали старт
Евгения Костикова

Женское лицо войны

За годы войны через Вооруженные Силы нашей страны прошло 34 миллиона человек,
mishin

Первый после Главного

Январь был богат на юбилейные «авиационно-космические» даты: 12 января – 110-летие Сергея Королева,
Вернуться Наверх