Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

kosmicheskij-dizajn-2

Космический дизайн

История Автор

Мы наизусть знаем имена Генеральных и Главных конструкторов космической техники. Несколько хуже помним имена космонавтов, оправдываясь тем, что их стало много, хотя, на самом деле, это мы стали меньше интересоваться происходящим в космосе. Но, наверное, редко кто не задумывается о том, что у создателей интерьеров космических кораблей и орбитальных станций тоже есть имена. Точнее – имя. Ведь все эти интерьеры создал один человек – засекреченный архитектор Галина Балашова.

Именно она, выпускница Московского архитектурного института, волею судеб стала родоначальником космического дизайна интерьеров. Муж Галины работал в КБ Сергея Королева, куда привел и жену. Она начала с проектирования цехов и ДК.

Пока космонавты летали считанные дни, они, по существу, находились в спускаемых капсулах. С увеличением продолжительности полетов потребовался бытовой отсек.

kosmicheskij-dizajn-3
Эскиз дизайна жилого отсека.

Королев, которому инженеры-конструктора предложили сделать его в виде сферы всего около двух метров диаметром, да еще расположили там ящики для приборов, дал указание придумать что-нибудь «поуютнее», сказав, что «в космос человек не может летать в туалете». Эту задачу переадресовали единственному на фирме архитектору-профессионалу Балашовой. Ее эскиз понравился и после некоторых доработок в 1964 году был утвержден Королевым. В модуле было «по-домашнему»: стол-сервант (в нем можно было хранить и оборудование, и вещи), диван для отдыха (тоже с местом для хранения). Были предусмотрены четыре иллюминатора, поручни, посадочный люк. Из инженерных соображений модуль имел форму сферы, а все его наполнение, чтобы уравновесить конструкцию, располагалось равномерно.

Работа «на космос» потребовала решения многих нестандартных задач, которые прежде никогда не возникали. Во время трансляций с МКС мы видим произвольно «плавающих» по станции космонавтов и не задумываемся о том, что для психологического, да и бытового комфорта им нужен «верх» и «низ». А где они в невесомости? Решение Балашова нашла простое и красивое: покрыв пол зеленой тканью, создала иллюзию травы, то есть «низа». «Потолок» – в светлых тонах, которые, чем ниже, тем становились темнее. Чтобы воплотить концептуальное решение в жизнь, ей порой приходилось самой искать подходящие отделочные материалы. Например, удалось получить «спецткань» на заводе синтетических материалов – искусственную кожу, подбитую только что появившимся тогда поролоном. Из такой шили охотничий костюм Никиты Хрущева.

kosmicheskij-dizajn
Дизайнер космических интерьеров Галина Балашова

Почти сорок лет Балашова была единственным «космическим» дизайнером в стране.

Среди ее работ не только интерьеры космических кораблей. Именно ей принадлежит авторство проекта экспозиции стыковки советского и американского космических кораблей и значок с символом этой программы. Впоследствии Академия наук СССР и NASA утвердили этот значок в качестве эмблемы программы «Союз – Аполлон». Гонораров засекреченная Балашова не получила.

Монографию о Галине Балашовой (Design for the Soviet space programme. Galina Balashova, Architect) написал архитектор Филипп Мойзер. Она издана на немецком и английском языках. Возможно, когда-нибудь появится и книга российских авторов, а пока внук Галины Балашовой Петр Виноградов создал и поддерживает два сайта: «Галерея. Интерьеры космических кораблей» и «Галерея. Космическая символика».

 

Подготовила Елена Емельянова

 

Последнее в разделе История

spiral-kondratyuka

Спираль Кондратюка

На мысе Канаверал – американской «космической гавани», откуда их ракеты брали старт
Евгения Костикова

Женское лицо войны

За годы войны через Вооруженные Силы нашей страны прошло 34 миллиона человек,
Вернуться Наверх