31744327278_10f9c302da_k

Бауманцы, видевшие Землю сверху

Наши люди Автор

Рассказываем о выпускниках-космонавтах МГТУ.

1

Константин Петрович Феоктистов (8-й космонавт, 12-й в мире)
Константин родился в 1926 г. в Воронеже. Еще учась в школе, прочитал книгу Я.И. Перельмана «Межпланетные путешествия» и решил полететь на Луну первым.
После окончания в 1949 г. МВТУ им. Н.Э. Баумана работал инженером в разных НИИ. В 1957 г. назначен начальником группы проектирования космических аппаратов ОКБ (ныне РКК «Энергия») – занимался разработкой пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз».

Именно Феоктистов предложил сферическую форму спускаемого аппарата для корабля «Восток».

Первый полет Константина Петровича (12–13 октября 1964 г.) одновременно стал первым в мире полетом многоместного корабля. Феоктистов выполнил его совместно с В.М. Комаровым и Б.Б. Егоровым.

В 1967 году он стал доктором технических наук. В 1968 г. зачислен в отряд космонавтов РКК «Энергия». В 1970-е гг. принял участие в разработке орбитальных станций «Салют».

Феоктистов преподавал в МВТУ на кафедре «Летательные аппараты». Он – Герой Советского Союза, лауреат Ленинской и Государственной премий. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями (в том числе – «За победу над Германией»), Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

2

Олег Григорьевич Макаров (27-й космонавт, 65-й в мире)
Родился в 1933 г. в с. Удомля (Калининградская обл.). В 1957 г. окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. По распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»).

В 1966 г. зачислен в отряд космонавтов. Был включен в состав группы, которую готовили к высадке на Луну, но экспедицию, назначенную на 8 декабря 1968 года, неожиданно отменили. Причиной стала недостаточная проработанность конструкции корабля и ракеты-носителя.

Первый полет Макаров совершил 27–29 сентября 1973 г. в качестве бортинженера «Союза-12».
Второй раз стартовал 5 апреля 1975 г. На участке выведения произошла авария ракеты-носителя. Спускаемый аппарат корабля совершил суборбитальный полет. Посадка с огромными перегрузками произошла в труднодоступных районах Алтая. Капсула упала на обрывистый склон горы. Экипаж спасло только то, что одна из строп парашюта зацепилась за дерево. «На космодроме, разбирая телеметрию, поняли, что перегрузка могла нас и задушить, в какие-то секунды она дошла до 26-ти», – вспоминал позже командир корабля Лазарев. В течение одного полета (21 мин. 27 с.) члены экипажа дважды избежали гибели.

Очередной полет (бортинженер «Союза-27») начался 10 января 1978 г. В течение четырех суток Макаров работал на борту орбитального комплекса «Салют-6»-«Союз-26». Впервые в мире на борту станции попеременно работали экипажи двух космических кораблей (основной экипаж – Ю.В. Романенко и Г.М. Гречко). Возвратился на Землю 16 января 1978 г. на борту «Союза-26».
Третий полет Олег Григорьевич совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 г. в качестве бортинженера «Союза Т-3». Были проведены ремонтно-восстановительные работы на станции «Салют-6».

Макаров – летчик-космонавт. Он награжден двумя медалями «Золотая звезда», четырьмя орденами Ленина. Был председателем Международной ассоциации участников космических полетов.

Перенесенные в молодости нагрузки стали причиной постоянных проблем с сердцем. Он скончался от сердечного приступа.

3

Валерий Викторович Рюмин (41-й космонавт, 84-й в мире)
Родился в 1939 году в Комсомольске-на-Амуре. Окончил факультет электроники и счетно-решающей техники Московского лесотехнического института (ныне – Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана). Получив в 1966 году диплом, поступил на работу в ОКБ-1.

В отряде космонавтов с 1973 года. Совершил три полета в космос в качестве бортинженера.
Первый – 9-11 октября 1977 года на корабле «Союз-25». Программа предусматривала стыковку с ОС «Салют-6» и работу на ее борту, но она была отменена. Полет прекращен досрочно.

25 февраля – 19 августа 1979 года совершил полет на корабле «Союз-32» и орбитальном комплексе «Салют-6»-«Союз». Тогда это был самый длительный (175-дневный) полет. Космонавты совершили внеплановый выход в открытый космос – провели отделение зацепившейся за элементы конструкции станции антенны радиотелескопа КРТ-10. На Землю вернулись на «Союзе-34».

Третий полет Рюмин осуществил 9 апреля – 11 октября 1980 года на «Союзе-35» и орбитальном комплексе «Салют-6»-«Союз». Это был новый рекорд длительности – 185 суток. За это время экипаж принял четыре экспедиции посещения (три – международные), провел большой объем различных исследований, экспериментов, ремонтно-восстановительных работ. По завершении программы полета Рюмин возвратился на Землю на корабле «Союз-37».

С 1982 по 1989 год Рюмин был руководителем полетов по изделиям НПО «Энергия»: орбитальные станции «Салют» и «Мир», орбитальный корабль «Буран», пилотируемые космические корабли «Союз», грузовые космические корабли «Прогресс». В 1986 году назначен заместителем генерального конструктора НПО «Энергия». В 1994-1998 гг. руководил программами «Мир – НАСА» и «Мир – Шаттл» со стороны России.

В июле 1997 года находившийся на заслуженном отдыхе Валерий Рюмин, был отобран для полета на шаттле по программе STS-91. Четвертый полет в космос он совершил 2-12 июня 1998 года в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-91.

В день завершения четвертого полета подполковник запаса В.В. Рюмин – вновь космонавт-«пенсионер». Совершив этот полет в возрасте 58 лет, он стал самым возрастным космонавтом в России, побывавшим на орбите. До этого отечественный рекорд на протяжении трех лет принадлежал Геннадию Стрекалову.

Жена В.В. Рюмина – летчик-космонавт РФ, Герой РФ Елена Кондакова (выпускница МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Рюмин – дважды Герой Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями. Герой Венгерской Народной Республики, Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам, Герой Республики Куба. Удостоен многих почетных званий и наград.

4

Геннадий Михайлович Стрекалов (49-й космонавт, 99-й в мире)
Стрекалов родился в 1940 г. в Мытищах. Работал на заводе № 88 (ныне РКК «Энергия») медником – принимал участие в изготовлении корпуса первого спутника.

Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1965 г. Работал в ОКБ-1 – разрабатывал чертежи РН «Союз» и лунного корабля. С 1972 г. работал в отделе летно-конструкторских испытаний ОКБ-1. В 1973 г. зачислен в отряд космонавтов-испытателей РКК «Энергия».

Первый полет совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 г. в качестве космонавта-исследователя на «Союзе Т-3» и станции «Салют-6». Проводил испытания бортовых систем и элементов конструкции «Союза Т-3» в различных режимах как автономного полета, так и в составе орбитального комплекса «Салют-6»-«Прогресс-11».

Второй космический полет совершил 20–22 апреля 1983 г. в качестве бортинженера «Союза Т-8».
В сентябре 1983 г. не состоялся полет «Союза Т-10-1» – за несколько секунд до старта загорелась ракета-носитель. Космонавты Стрекалов и Титов успели катапультироваться.

Третий полет Стрекалов совершил 3–11 апреля 1984 г. бортинженером международного экипажа на «Союзе Т-11» и на орбитальном комплексе «Салют-7»- «Союз Т-10».

Четвертый космический полет он совершил с 1 августа по 10 декабря 1990 г. в качестве бортинженера «Союза ТМ-10» и комплекса «Мир». В ходе полета осуществил выход в открытый космос.

Пятый полет с 14 марта по 7 июля 1995 г.: бортинженер комплекса «Союз ТМ-21» (старт) – орбитальный комплекс «Мир»-«Атлантис» STS-71 (посадка). В ходе полета совершил три выхода в открытый космос.

Стрекалов – летчик-космонавт, инструктор-испытатель, космонавт 1-го класса отряда космонавтов РКК «Энергия», кандидат технических наук, дважды Герой Светского Союза. Награжден тремя орденами Ленина, другими отечественными и зарубежными наградами.

5

Александр Павлович Александров (55-й космонавт, 123-й в мире)
Родился в 1943 г. в Москве в семье сотрудников МосГИРД, участвовавших в создании и запуске в 1933 г. первой отечественной ракеты «ГИРД-09». По окончании в 1969 г. вечернего факультета МВТУ им. Н.Э. Баумана – инженер-конструктор ОКБ-1 («Энергия»). В 1978 г. зачислен в отряд космонавтов-исследователей РКК «Энергия».

Первый полет совершил с 27 июня по 23 ноября 1983 года в качестве бортинженера на «Союзе Т-9» и комплексе «Салют-7»- «Космос-1443». Были осуществлены два выхода в открытый космос для установки дополнительных панелей солнечных батарей. Впервые в космосе были выполнены монтажные работы по наращиванию конструкционных элементов орбитального комплекса.

Во второй полет Александров отправился 22 июля 1987 г. на «Союзе ТМ-3». Проведена стыковка «Союза ТМ-3» с комплексом «Мир»-«Квант»-«Союз ТМ-2». Впервые была произведена частичная замена экипажа основной экспедиции: бортинженер Лавейкин возвратился на Землю с экспедицией посещения на «Союзе ТМ-2», а Александров продолжил полет с Романенко.

23 декабря к орбитальному комплексу был пристыкован «Союз ТМ-4. 29 декабря Александров вместе с Романенко и Левченко возвратились на Землю на «Союзе ТМ-3». В ходе полета были выполнены научно-технические и медико-биологические исследования, осуществлено два выхода из станции «Мир» для установки и развертывания двух ярусов дополнительных солнечных батарей.

Александров – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, отмечен двумя орденами Ленина и другими отечественными и зарубежными наградами, кандидат технических наук.

6

Владимир Алексеевич Соловьев (56-й космонавт, 136-й в мире)
Родился в 1946 г. в Москве. После окончания в 1970 г. МВТУ им. Н.Э. Баумана работал инженером-конструктором в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»). Участвовал в разработке новой космической техники. В 1978 г. был зачислен в отряд космонавтов.

Первый космический полет начал 8 февраля 1984 г. в качестве бортинженера «Союза Т-10». 235 дней работал на борту станции «Салют-7». Совершил семь выходов в открытый космос (17 ч. 50 мин.). 2 октября 1984 г. возвратился на Землю на борту «Союза Т-11».

Второй полет – 13 марта по 16 июля 1986 г. Бортинженер «Союза Т-15». Во время полета работал на борту орбитальной станции «Салют-7» и «Мир».

Впервые в мире были совершены два межорбитальных перелета – с борта одной орбитальной станции на борт другой. Во время пребывания на «Салюте-7» совершил два выхода в открытый космос (8 ч. 50 мин.). Продолжительность полета – 125 суток.

После второго полета работал в ЦУПе. Одновременно оставался инструктором-космонавтом-испытателем 1-го класса. В 1994 г. ушел из отряда космонавтов и сосредоточился на работе в ЦУПе. В настоящее время – вице-президент РКК «Энергия», заместитель генерального конструктора и руководитель полетов.

В.А. Соловьев – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, лауреат Государственной премии, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, другими отечественными и зарубежными наградами.

Владимир Алексеевич – заведующий кафедрой СМ-3 («Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов») МГТУ им. Н.Э. Баумана.

7

Александр Иванович Лавейкин (61-й космонавт, 200-й в мире)
Родился в 1951 г. в Москве. В 1974 г. окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Работал инженером в РКК «Энергия», участвовал в создании и испытаниях образцов ракетно-космической техники. Зачислен в отряд космонавтов-испытателей в 1978 г. С 1979 по 1984 гг. проходил подготовку по программе «Буран». С 1980 по 1987 г. проходил подготовку по программам полетов на «Салют-7» и «Мир».

С ноября 1984 по февраль 1986 г. проходил подготовку в ЦПК в составе группы для полета на орбитальный комплекс «Мир».

Полет совершил с 6 февраля по 30 июля 1987 г. в качестве бортинженера «Союза ТМ-2» и комплексе «Мир», продолжительностью 174 дня. Трижды выходил в открытый космос (8 ч. 48 мин.).

Лавейкин – летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, Звездой Героя Сирийской Арабской Республики и сирийским орденом «Дружба народов».

8

Александр Николаевич Баландин (68-й космонавт, 226-й в мире)
Родился в 1953 г. в г. Фрязино Московской обл. После окончания в 1974 г. МВТУ им. Н.Э. Баумана работал в НПО «Энергия» инженером-конструктором. С 1978 г. в отряде космонавтов-исследователей РКК «Энергия». С 1979 по 1984 г. проходил подготовку по программе «Буран».

Космический полет совершил с 11 февраля по 9 августа 1990 г. в качестве бортинженера на «Союзе ТМ-9», комплексе «Мир» и «Союзе ТМ-8». Дважды выходил в открытый космос (10 ч.). Во время первого выxoда произошло нeбoльшое пpoиcшecтвиe – cлoмaлacь пeтля выxoднoгo люкa, в шлюзoвoй кaмepe нapушилacь гepмeтизaция. Пpoблeмы были уcтpaнeны вo вpeмя втopoгo выxoдa.

Баландин – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, награжден орденом Ленина.

9

Елена Владимировна Кондакова (80-й космонавт, 317-й в мире)
Родилась в 1957 г. в Рабочем поселке Московской области. Окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1980 г. Работала инженером-конструктором в РКК «Энергия». В 1989 г. зачислена в отряд космонавтов-инструкторов.

Первый полет совершила 4 октября 1994 г. – 22 марта 1995 г. в качестве бортинженера «Союза ТМ-20» и комплекса «Мир».

С августа 1996 г. по май 1997 г. проходила подготовку к полету STS-84 (84-й старт многоразового космического корабля в рамках программы Спейс Шаттл) в Космическом центре им. Л.Джонсона.

Второй полет совершила 15-24 мая 1997 г. в качестве специалиста полета в составе экипажа «Атлантиса» (STS-84). Работала на борту ОК «Мир» вместе с В.В. Циблиевым, А.И. Лазуткиным и семью американскими астронавтами.

Кондаковой принадлежит национальный рекорд длительности полета для женщин – 169 суток.
Уволилась из отряда космонавтов РКК «Энергия» 30 декабря 1999 года в связи с избранием депутатом Государственной Думы.

В 2006 году окончила Дипломатическую академию МИД России. В 2012 году назначена торгпредом РФ в Швейцарии.

Кондакова – летчик-космонавт, Герой России. Супруга космонавта-бауманца В.В. Рюмина.

10

Олег Иванович Скрипочка (107-й космонавт, 519-й в мире)
Родился в 1969 году в семье военнослужащего. В школе был членом запорожского экспериментального отряда юных космонавтов. В 1993 году окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Летательные аппараты».

Работать в НПО «Энергия» Олег Скрипочка начал еще студентом. Окончив вуз, стал инженером проектного отдела. 14 октября 1997 года назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели.

8 октября 2010 года начался его первый полет в качестве бортинженера «Союза ТМА-М». Провел множество экспериментов, совершил три выхода в открытый космос (16 ч. 39 мин.). 16 марта 2011 года «Союз ТМА-01М» отстыковался от МКС и совершил посадку.

Второй раз стартовал 18 марта 2016 года – бортинженер «Союза ТМА-20М«. Во время полета участвовал в работе жюри детского творческого конкурса «Знамя Мира в Космосе».
25 сентября 2019 года Скрипочка стартовал в качестве командира «Союза МС-15» к МКС. Полет длился более 204 суток.

Скрипочка – летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, кавалер правительственных наград.

11

Олег Германович Артемьев (118-й космонавт, 534-й в мире)
Родился в 1970 году в Риге, в семье военного инженера. В 1998 году окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана. Работал в РКК «Энергия» в должности инженера-испытателя. Принимал участие в подготовке служебного модуля «Звезда», в морских тренировках экипажей по приводнению спускаемого аппарата, входил в состав команды техобслуживания спускаемого аппарата на месте посадки, в состав испытательной бригады в качестве испытателя скафандров «Орлан-М-ГН», «Орлан-ВН», EMU и страхующего водолаза в легководолазном снаряжении.

В 2003 году Артемьев зачислен в отряд космонавтов. В январе 2014 года завершил подготовку по изучению иностранных сегментов МКС в Космическом центре имени Л. Джонсона (г. Хьюстон).
Его первый полет в космос начался 26 марта 2014 года. Корабль «Союз ТМА-12М». стартовал с космодрома Байконур к МКС. 28 марта транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА-12М» пристыковался к стыковочному узлу малого исследовательского модуля «Поиск» российского сегмента МКС.

12 апреля 2014 года Олег Артемьев, находясь на борту МКС, принял участие в акции «Тотальный диктант», снимал видеофильмы, которые разместил на своем сайте, а в блоге на сайте Федерального космического агентства публиковал сделанные в космосе фотографии.

Во время полета Артемьев совершил два выхода в открытый космос (12 ч. 34 мин.). В первом из них был проведен монтаж и демонтаж научной аппаратуры на внешней стороне станции, проверено рабочее состояние замков на универсальном рабочем месте, взяты пробы на внешней поверхности иллюминатора МКС.

Во время второго – запущен наноспутник, проведен монтаж и демонтаж научной аппаратуры на внешней стороне станции, сделан отбор проб для эксперимента «Тест» и фотосъемка экранно-вакуумной теплоизоляции внешней поверхности российского сегмента МКС. 11 сентября 2014 года экипаж «Союз ТМА-12М» благополучно приземлился в казахстанской степи.

Второй полет начался 21 марта 2018 года. Экипаж корабля «Союз МС-08« (командир – Олег Артемьев, бортинженеры – Эндрю Фойстела и Ричарда Арнольда) стартовал с космодрома Байконур к МКС.

15-16 августа Олег Артемьев (вместе с коллегой космонавтом) провел работы в открытом космосе на внешней поверхности МКС: снял экспонируемые с августа 2017 года в рамках эксперимента «Тест» устройства с образцами микроорганизмов, выполнил монтаж научного оборудования по эксперименту «Икарус», запустил два наноспутника, провел панорамные видеосъемки окружающего станцию космического пространства и поверхности Земли. Продолжительность пребывания за пределами МКС составила 7 ч. 46 мин.

4 октября 2018 года ТПК «Союз МС-08» с экипажем на борту отстыковался от МКС. Спускаемый аппарат совершил посадку на территории Казахстана.

Возможно, что этот полет не станет последним. 11 января 2021 года Олег Артемьев был назначен в состав дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-18.

Летчик-космонавт России Олег Артемьев – Герой Российской Федерации. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почетный гражданин городов: Байконур, Гагарин и Снежинск.

12

Сергей Владимирович Кудь-Сверчков (124-й космонавт, 567-й – в мире)
В 2000 году окончил школу в г. Королев и поступил в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Получив по окончании Университета красный диплом, начал работать в РКК «Энергия».

В апреле 2010 года был рекомендован для зачисления кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов РКК «Энергия». В ноябре того же года приступил к полуторагодичной общекосмической подготовке в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.

22 января 2011 года Кудь-Сверчков переведен в отряд космонавтов Роскосмоса на должность кандидата в космонавты ФГБУ НИИ ЦПК.

В свой первый полет в космос Кудь-Сверчков отправился 14 октября 2020 года с космодрома Байконур (в качестве бортинженера экипажа корабля «Союз МС-17« и бортинженера экипажа МКС по программе МКС-63/64 основных космических экспедиций). Командир экипажа «Союз МС-17» – космонавт ГК «Роскосмос» Сергей Рыжиков, бортинженер – астронавт НАСА Кэтлин Рубинс.

Сближение ТПК «Союз МС» с МКС проводилось по «сверхбыстрой», двухвитковой схеме – корабль причалил к модулю «Рассвет» через 3 часа и 3 минуты после старта.

18 ноября 2020 года Сергей Кудь-Сверчков и Сергей Рыжиков совершили первый в их карьере выход в открытый космос. Они переключили антенну для обеспечения связи в скафандрах «Транзит-Б» с модуля «Пирс» на модуль «Поиск», сняли с «Пирса» соединительные разъемы, которые два года работали в условиях космического вакуума. Космонавты заменили планшет эксперимента «Импакт» по изучению влияния выбросов из сопел двигателей ориентации служебного модуля «Звезда».

Важное и ответственное дело, которым занимается Кудь-Сверчков во время проходящего сейчас полета, – ликвидация трещин, через которые происходит утечка воздуха на МКС.

Подготовила Елена Емельянова