38476_6d05ef1874a07d23858ccea44993519979aab7db

«Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались…»

Без рубрики Автор

Слова из популярной песни как нельзя лучше подходят для характеристики распределенного студенческого конструкторского бюро, созданного по инициативе профессора кафедры «Поршневые двигатели» Дмитрия Онищенко.

– СКБ – студенческое конструкторское бюро – аббревиатура с давних пор известная в Университете. Популярна у нас и ее разновидность – СПКБ, где «П» означает «проектное». У вас что-то не очень понятное – «распределенное» КБ. Что скрывается за этим словом?
– Накрывшая мир пандемия кардинально повлияла на организацию работы всех. Ученые и студенты были вынуждены в массовом порядке осваивать новую форму взаимодействия – удаленку: не только лекции и семинары, но даже экзамены и научные исследования «перекочевали» в компьютеры. Стало возможно, не выходя из общежития или квартиры, не приезжая в Университет, продолжать эффективно работать. При этом расстояние между людьми не играет никакой роли.
Раз так, то мы решили сделать следующий шаг: выйти за пределы Москвы и «удлинить удаленку» – подключить к работам, ведущимся студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана, студентов других технических университетов России. А раз ребята, которые входят в наше КБ, «распределены» по разным городам, то и само КБ – тоже распределенное.

– Логика понятна – раз расстояние не играет никакой роли, то подключить можно кого угодно и откуда угодно. Но встает вопрос: «Вам-то это зачем? Своих забот не хватает?»
– Разговоры о смене технологического уклада и о необходимости соответствовать его вызовам – набили оскомину. Но это действительно так. Решение вопроса – подготовка инженеров нового типа.
Бауманский университет – признанный флагман российского технического образования. Поэтому мы решили помочь другим вузам. Хорошо было бы, чтобы их студенты тоже имели доступ к лучшим образовательным продуктам, к научному мнению в столичных и региональных университетах. Добиться того, чтобы студенты любых регионов получили равные возможности для своего роста.

– Намерение ясное и, без пафоса, благородное. Но почему вы думаете, что в ваше КБ захотят влиться студенты из дали дальней? Перефразирую свой предыдущий вопрос: «Им-то это зачем? Своих забот не хватает?»
– Хватает. Но мы предложили им интереснейшее дело – своими руками (и мозгами, конечно) создать новый автомобиль. Свой. А чтобы дать толчок, чтобы дело пошло, мы безвозмездно передали новенькие кузова бауманского родстера «Крым» более чем десяти университетам в самых разных регионах – от Тулы и Ярославля до Питера и Урала. Ребята начнут не с нуля, кузов – самая важная и дорогостоящая часть легкового автомобиля. Им остается «начинить» ее содержимым. Когда они будут заниматься родстером, то их компетенции возрастут. Это и есть практико-ориентированное (или проектное) обучение. В результате они смогут, даже во время учебы, принимать участие и в других проектах, где будет либо государственный, либо частный заказчик. Мы, например, уже начали не только получать коммерческие заказы со стороны, но и делиться ими с нашими партнерами в других вузах.

– Очень интересно. С этого места, пожалуйста, поподробнее.
– К нам в Бауманку обратилась фирма, которая проектирует и изготавливает силовой обвес для самых разных российских и зарубежных легковых автомобилей, – попросила взять на себя часть их работы. Мы были вполне способны в одиночку справиться с этим заданием, но, по логике развития нашего распределенного межвузовского студенческого КБ, решили поделиться этой работой с ребятами из других университетов: Санкт-Петербургского политеха и Ярославского государственного технического университета.

– А зачем устойчиво работающей фирме потребовались студенты?
– То, что она делает – не массовый продукт. Каждое изделие нужно отдельно конструировать. Быстро обеспечить это силами их собственного КБ – сложно. Придется увеличить штат, обучить новых конструкторов, найти для них новые помещения. Это большие материальные, организационные, временные затраты. Вот и возникла идея привлечь обученную, заинтересованную, готовую к творчеству талантливую молодежь.
Наше распределенное КБ (человек по 10–20 в каждом вузе) может обеспечить оперативное и качественное выполнение конструкторских разработок, позволив производству заниматься непосредственно выпуском продукции.

– Это разговор о сторонних заказах. А что с родстером «Крым», кузова которого вы подарили многим вузам?
– Работа уже началась, например, в ЯГТУ, ЮРГПУ (НПИ), СПбГАСУ, КГУ и других. Пандемия, конечно, тормозит процесс, но это живое дело – ребята находят возможности заниматься им даже сейчас. Например, Ярославский университет уже приобрел «Калину»-«донора». В ближайшее время мы продолжим изготавливать и отправлять рамы участникам нашей корпорации.

– Они будут повторять ваш путь?
– Конечно, нет. Мы, спроектировав свой автомобиль на базе компонентов «Калины», доказали, что столь сложная работа студентам по плечу. Но наша конструкторско-технологическая база позволит ребятам в других вузах проектировать и разрабатывать прототипы совершенно других автомобилей, используя и объединяя компетенции инженерных школ разных университетов. Как по дизайну, так и по выбору подвесок, типов силовых установок, автоматической коробки. Это может быть и гибридная энергетическая установка, и автомобиль на топливных элементах, и многое другое.
У каждого университета есть на этот счет свои идеи. Некоторые из них очень смелые, но я не готов их раскрывать – пока секрет. Чем больше будет вариантов, тем шире будет представлена продукция нашего межвузовского объединения.

– Велико ли оно, это объединение?
– Пока речь идет о сотрудничестве 20 вузов. Оно стартовало с форума, который мы провели в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) совместно с ЦИАМом (Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова). Сделан важный шаг: создан коллектив единомышленников, взаимодействие вузов уже началось.
Нашим ментором в автомобильном направлении, наземной технике и энергетических установок станет НАМИ. Его менторство как организации с богатым опытом – неоценимо. Оно повысит мотивацию наших участников, выявит общие слабые стороны, поможет развитию стратегии дальнейшего движения. Ведь менторы не учат, а делятся собственным опытом и тем, что они вынесли из этого опыта.

Беседовала Елена Емельянова