ris-1

Прокторинг в цифровом математическом образовании

Без рубрики Автор

Зимняя сессия 2020–2021 учебного года была особой: впервые в нашем Университете на системной основе экзамены по математическим дисциплинам на четырех факультетах – Э, ФН, АК и РКТ – проходили на цифровой образовательной платформе Nomotex, оснащенной системой прокторинга.

Прокторинг – автоматизированный контроль мероприятий по оценке знаний. В условиях дистанционного образования внедрение прокторинга было важнейшим условием. Он, при правильном его использовании вместе с цифровыми обучающими ресурсами, приводит к повышению качества образовательного процесса.

Однако полноценный прокторинг возможен только на основе специализированных платформ, обеспечивающих автоматизированную проверку заданий. Такая платформа создана в МГТУ им. Н.Э. Баумана для математического обучения. Это платформа Nomotex – уникальная разработка, превосходящая все существующие сегодня подобные цифровые математические ресурсы в других университетах, включая зарубежные. Разработчики платформы Nomotex – кафедра «Вычислительная математика и математическая физика» (ФН-11) и НОЦ «СИМПЛЕКС» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Для проведения экзаменов по математике с прокторингом были созданы два варианта технологии:
– Nomotex, интегрированный с внешней прокторинг-системой «Экзамус», одним из лидеров российского прокторинга в образовании;
– система Nomotex.Proctor – собственная разработка МГТУ им. Н.Э. Баумана.

ris-2

Экзамены с прокторингом по технологии Nomotex+Экзамус проходили в 10 студенческих группах: Э4-11, Э7-11,ФН11-11,ФН11-12, ФН11-13, АК1-11, АК2-11, АК2-12, АК3-11 и АК4-11. Они изначально считались более сложными, поскольку действовал двойной контроль. Вначале сама система автоматизированно проверяла все действия студентов. А затем специально назначенные прокторы (молодые сотрудники НОЦ «СИМПЛЕКС» – в основном магистры кафедры ФН-11), анализировали все обнаруженные «Экзамусом» нарушения.

Решение об аннулировании результата экзамена из-за нарушений принимал старший проктор – преподаватель кафедры ФН-11. Таких случаев оказалось мало. Студенты, понимая ответственность мероприятия, более тщательно готовились к экзаменам (платформа Nomotex дает широкие возможности для углубленной подготовки).

Для остальных групп 1 и 2 курсов факультетов Э, АК, РКТ и кафедры ФН-11 (всего около 50 групп) экзамены прошли в системе Nomotex.Proctor, обеспечивающей возможность синхронного прокторинга – проктор через видеокамеру контролирует и самого экзаменуемого, и экран его компьютера. Прокторами были преподаватели и магистры ФН-11.

Поначалу трудностей при проведении прокторинга было много. Оказалось недостаточно мощностей задействованных серверов, их пришлось срочно увеличивать, дорабатывать интерфейс системы Nomotex.Proctor, делая его более удобным для преподавателей. Процесс обучения преподавателей новой технологии (проведению экзамена с прокторингом) – тоже оказался не совсем простым. Фактически преподаватели прошли хорошее повышение квалификации. Работы у них было много, поскольку необходимо было проверять сканы студенческих черновиков на предмет наличия в них хода решения задач. Оценки за работу выставлял компьютер, а преподаватель мог лишь опротестовать результат, если отсутствовал ход решения.

ris-6

Итоги экзаменов, проведенных на платформе Nomotex c прокторингом, оказались вполне успешными. По аналитической геометрии студенты хорошо справились с экзаменом. Экзамены по математическому анализу на 1-м курсе и по кратным интегралам на 2-м ожидаемо оказались более трудными, а прокторинг добавил студентам новый повод для волнений. Но основной части ребят оказалось вполне по силам сдать эти экзамены с положительными оценками.

В целом, обучение математике на платформе Nomotex, теперь уже оснащенной системой прокторинга, показало явные преимущества цифрового образования как в очной, так и в дистанционной формах. Весь материал математических курсов всегда доступен студентам в электронном виде – можно в домашних условиях тренироваться в решении задач, внимательно изучать лекции с великолепно сделанной компьютерной анимацией.

Nomotex – уникальная система. Все электронные математические курсы в нем связаны единой методической структурой понятий, обозначений, единой последовательностью изложения. Платформа Nomotex содержит электронные материалы для всех видов учебных занятий – лекций, семинаров, домашних заданий, контрольных мероприятий. Все задания проверяются автоматизированно. Есть и мобильная версия платформы для смартфонов.

Для преподавателя Nomotex и система прокторинга – тоже удобные инструменты. Весь материал любого математического курса собран в одном месте, есть удобная поисковая система, тезаурус понятий. В подсистеме «Цифровой след студента» содержится информация обо всей активности студента по курсу, включая его удачные и неудачные попытки выполнения всех заданий, с конкретными задачами и ответами, в том числе при самоподготовке.

Технология оценки знаний студентов с прокторингом (после обучения и первых экзаменов) стала вполне комфортной для преподавателей и показала свою эффективность.

Юрий Димитриенко,
заведующий кафедрой ФН-11,
руководитель проекта Nomotex