2

Готовь сани летом, а новый набор – зимой

Без рубрики Автор

Общий стаж работы Ивана Сидельникова в приемной комиссии – 10 лет, хотя он окончил Университет всего пять лет назад. Сейчас он в ней – ответственный секретарь, главный руководитель.

– Я очень люблю приемную комиссию и искренне считаю, что это одно из самых интересных мест в Университете. И для студентов (работая в приемной комиссии, они находят новых друзей, вливаются в коллектив), и для нас, преподавателей и сотрудников (мы видим новых абитуриентов, понимаем, что свяжем с ними свою жизнь на ближайшие четыре года). Таким образом, для всех это тот самый драйв в работе, который хорошо мотивирует и поддерживает, – начал нашу беседу ответственный секретарь приемной комиссии, доцент кафедры ИБМ-3 («Промышленная логистика») Иван Сидельников.

– Ответственный секретарь, как следует из названия этой должности – ответственная работа. Почему именно вас назначили на нее?

– Наверное, потому, что тот опыт, который я получил, работая в приемной комиссии еще студентом, сочли значительным и достаточным. При этом у меня сохранился свежий взгляд на вопросы и проблемы, которые порой возникают во время работы в ней. Например, проблемы с рекламой вуза, с тем как ярко и насколько широко надо рекламировать его в глазах абитуриентов и их родителей.

– Свежий взгляд – это замечательно. Давайте поговорим об этом более подробно.
– Мы, сотрудники, знаем, что образование, которое дает наш Университет, – фундаментальное, крепкое, уникальное. Работодатели, при выборе из нескольких кандидатов, отдают предпочтение нашим выпускникам. Они обладают системным мышлением, способны комплексно подходить к оценке проблемы, а это очень ценные качества. Мы это знаем внутри, но мы должны донести это и вовне.

Раньше МГТУ выбирали потому, что это вуз с давней историей, известный в России вуз-«бренд», престижный, с хорошим базовым образованием. Но прошло время. Многое изменилось. Теперь наши потенциальные абитуриенты расходятся по разным вузам – сегодня история и традиции мало кого из них интересуют. Они фокусируют внимание на вузах, которые хоть и ниже в рейтинге, но привлекают, например, конкретно названными направлениями подготовки. История вуза и его научных школ уже не так интересны. Абитуриенты ориентируются лишь на свою будущую профессию.

Поэтому перед приемной комиссией стоит важная (она же, одновременно, и очень сложная) задача донести до абитуриентов то, как, чему, кто будет их учить; объяснить и доказать, что получить образование в МГТУ им. Н.Э.Баумана – это во много раз более уникальная возможность, чем отучиться в другом вузе по узкой специальности.

– Грамотно поставленный вопрос, как говорят, половина ответа. А как звучит вторая половина? Что вы предлагаете? Какое решение?
– Мы пересматриваем университетские наименования направлений подготовки. Стремимся, чтобы они наиболее четко отражали отличия между кафедрами. Мы предлагаем максимально актуализировать названия, чтобы можно было ориентировать абитуриентов по конкретному наименованию образовательных программ. Чему будут учить студента, какими компетенциями будет обладать выпускник, где и на каких должностях сможет работать, в каких отраслях экономики востребован, где и какую нишу займет.

Раньше большое внимание наименованиям не уделялось: ни в нашей рекламе, ни в проспектах вуза в целом. Правда, в конечной документации это отражено, но до нее многие абитуриенты никогда не доберутся – терпения им на это чтение, к сожалению, не хватит. А сегодня трудно понять различие между двумя кафедрами, которые ведут обучение в рамках одного направления подготовки. Это возможно лишь тогда, когда вы лично придете в приемную комиссию, попадете к специалистам, а они объяснят вам эту разницу. Но если вы подаете документы дистанционно, то такая возможность отпадает. Вот и приходится абитуриенту самому разбираться. А ведь ему важно точно сделать свой выбор. Если выбор сделан осознанно, то он будет заинтересован в обучении, у него не будет разочарования. Значит, будет высокая успеваемость, будут ценные кадры.

– Какая система приема планируется в 2021 году?
– Смешанная. Документы можно будет подать и дистанционно, и лично. Дистанционно, конечно, удобнее. Например, не надо стоять в очереди. Однако мы рекомендуем абитуриентам обязательно приехать в Университет и пройтись по его коридорам. Мы всем рады. Та эмоция, которую мы испытываем при визите, часто – определяющая. После такого знакомства многие говорят, что хотят учиться только здесь и нигде больше. А если не пришли, то лишились возможности прочувствовать эту атмосферу. Вот это плюс смешанной системы.

– Каждый раз появляются какие-нибудь новшества. Будут ли они в 2021-м?
– Ключевых будет два.
Мы готовы рассматривать итоги участия в нескольких олимпиадах. Раньше можно было выбрать только одну, которая даст больше баллов. Теперь абитуриент может заявить балл по математике, который он получил на олимпиаде по математике. Если по физике на другой олимпиаде он получил высокий балл, то он его заявляет по физике. И так можно по всем предметам.

Это новшество хорошее. Оно позволит нам заполучить людей, заинтересованных не только в обучении, но и увлеченных наукой. Таких, которые интересуются олимпиадными движениями, всеми актуальными направлениями. В дальнейшем, как показывает практика, такие ребята и занимаются активно наукой.

Второе отличие от опыта прошлого года – это отмена второй волны. В течение последних лет поступление проходило в два этапа. Теперь мы возвращаемся к системе, которая была до 2013 года. Это система одной волны – одного этапа зачисления. Намного упрощает понимание ситуации для родителей. Ведь они поступали по такой же системе.

В прошлые годы возникало много вопросов, члены приемной комиссии повторяли одно и то же много раз, объясняли одно и то же. И все равно многие не понимали. И абитуриенты совершали много ошибок. Например, приносили подлинники в тот вуз, который не рассматривали как первый, только чтобы подстраховаться и поступить. Боялись остаться на второй волне, не понимали этот механизм.

Сейчас все стало прозрачно. Если абитуриенты будут подавать подлинники туда, куда они хотят поступить в первую очередь, то будет прозрачная конкурсная ситуация, и они смогут оперативно перераспределять свои оригиналы по другим вузам, видя, что не проходят туда, куда хотели. Будет максимально прозрачно складываться и конкурсная ситуация – они смогут поступать в те вузы, которые для них приоритетны. А мы сможем принять именно тот контингент, который заинтересован в обучении исключительно в нашем Университете.

– Как изменилась работа приемной комиссии в течение года?
– Профориентационная работа тоже претерпела изменения. Новые источники информации – социальные сети, YouTube, интернет в целом – без них обойтись нельзя. Мы начинаем входить в это информационное пространство. Занимаемся этим коллективно. К нам недавно приезжали блогеры с образовательного канала. У них 70 тысяч подписчиков. Для образовательного канала это много. Они посмотрели вуз, отсняли материал. Блогеры помогут представить наш Университет в медийном пространстве по-новому. Вуз будет показан как бы с изнанки: как выглядят студенты, каковы наши аудитории, лаборатории, НОЦы. Мы показали не только красивые помещения, но и обычные – без нового ремонта. Они все равно у нас уютные и наполнены научным духом. Будем надеяться, что съемка даст результат – позволит поступающим увидеть вуз по-новому. Работа этих блогеров связана с той целевой аудиторией, которая нас интересует: это наши потенциальные абитуриенты и их родители. Думаем, что это наиболее эффективный способ подачи информации об Университете сегодня. Если этот механизм докажет свою эффективность, то у нас уж есть идеи, как дальше развивать это направление.

И еще. В связи с тем, что мы решили пересмотреть способ подачи информации (теперь она будет подаваться от профиля обучения, а не от направления подготовки), то это вынудило всех нас приложить максимум усилий для пересмотра всех профилей. Сейчас ответственные секретари отборочных комиссий (конечно, вместе с представителями кафедр) занимаются пересмотром этих профилей и сбором информации для того, чтобы мы смогли актуализировать (или систематизировать) ее, а затем и по-другому преподнести.

Беседовала Елена Емельянова