beautiful-young-girl-is-sitting-table-office-pointing-pencil-information-document_88135-11583

Интерес – ключ к знаниям

Учёба Автор

«Побывав и в роли студента, и в роли преподавателя, я хочу поделиться интересными, на мой взгляд, наблюдениями о том, как заинтересовать ребят учебой, как не только дать им знания, но и научить их получать информацию самостоятельно?» – говорит ведущий инженер НОЦ «Поршневое двигателестроение и спецтехника» и проекта «Родстер «Крым» Роман Сафонов.

Уровень энергии преподавателя
Важна личная заинтересованность преподавателя в своем предмете. Причем заинтересованность не в самом процессе передачи знаний. Ключевой аспект «энергии» – неподдельный и постоянный интерес к преподносимой информации, стремление узнавать актуальные данные, желание быть в курсе последних новшеств и изобретений, уникальных методик расчета и проектирования. Этот внутренний неподдельный огонь, читаемый в манерах преподавателя, способен зажечь искру интереса и в студентах: «Чем этот предмет вызвал в преподавателе такую страсть и верность делу?» Это, на мой взгляд, очень важный и эффективный аспект, мотивирующий к изучению предмета.

Контакт со студентами: быть старшим среди равных
Да, именно контакт, а не физическое нахождение в одном с ними помещении. Что конкретно имеется в виду? Общение, вопросы к аудитории. Порой, чтобы студент начал слушать внимательно, достаточно лишь наладить эту связь – «преподаватель – студент». Говорить со всеми, но быть услышанным каждым. Показать важность каждого в механизме занятия.

Подмечено, что мудрые преподаватели начинают беседу не по теме своего предмета. Например, с разговора про рыбалку или спорт. Это позволяет убрать психологический барьер, напряженность, вызванную неравностью статусов. Преподавателю подобный подход дает чувство «старшего среди равных», наставника, а студенту позволяет увидеть заинтересованного человека, коллегу.

Вспоминая свой студенческий опыт, скажу, что нравятся и запоминаются преподаватели, способные в нужный момент развеселить и взбодрить аудиторию, готовые наладить человеческий контакт.
Когда ученику, благодаря таким необязательным беседам, раскрывается личность преподавателя, то меняется и восприятие предмета, повышается значимость информации, поскольку она преподносится не «роботом», а живым человеком.

Необычность
Что может быть интереснее нестандартного способа преподнесения знаний? Важно не удивить, а взглянуть по-другому на известные инженерные и физические законы. Показать практическое применение знаний в повседневной жизни, к бытовым предметам, в ежедневных ситуациях: в метро, на кухне, на улице. Это облегчит визуализирование информации, а при встрече с подобной ситуацией понять, что изученный в Университете сложный метод или расчет в реальности просты для понимания.

Помню один из таких уроков. Преподаватель взял мел, положил на стол, придал ему линейную скорость и сбросил со стола. Вопрос прозвучал так: «По какой траектории падал мел?» Это было необычно и показательно!

Чувство меры – дозировка информации
Важно правильно выбрать объем преподносимой информации, способной и раскрыть затрагиваемые темы, и заинтересовать студента самостоятельно разобрать более узкие вопросы. Это, с одной стороны, позволяет не перегрузить юный ум, а с другой – из информации сделать знания. Ведь знание усваивается в ходе работы мозга, в стремлении усвоить тему. И задача мудрого преподавателя создать условия для борьбы за знания, за желание задавать вопросы, искать ответы.

Вопрос – «Зачем?»
Рано или поздно у каждого студента возникает вопрос: «Зачем нужно изучать этот предмет?» А преподавателю на протяжении всего курса необходимо отвечать на него – теорией и практикой подогревать интерес.

Актуальным остается нестандартный подход к преподаванию предмета. Например, математика не только учит считать разными способами. Она расширяет границы мышления, тренирует гибкость и скорость мысли, позволяет сохранять твердый ум, развить память. Полученные навыки распространяются и на повседневную жизнь.

Немаловажно понимание глобальной цели, являющейся мощным мотиватором. Что это такое? Когда ученик осознает цель, то возрастает уровень ответственности за знание предмета. И здесь важно правильно ее обозначить, довести до понимания, уделить этому время. Например, можно задаться вопросом истории развития науки и показать причины ее возникновения.

Настройка на аудиторию
Это умение чувствовать аудиторию, понимать ее характер и действовать по ответному отклику. Чуткость – это умение преподавателя считывать те или иные настроения. Я замечал, что некоторые преподаватели специально делают пятиминутные паузы перед началом лекции. Они рассматривают студентов, думают с чего сегодня надо начать. Простая пауза и взгляд в аудиторию позволяют обратить на себя внимание, вызвать тишину.

Возможно, что вам не удастся увидеть индивидуальный настрой конкретной группы, но даже попытка уловить его позволит получить ответную реакцию аудитории. Ведь наше любопытство и открытость выражаются в интонациях и манерах, а они, в свою очередь, вызывают любопытство к вам и чувство собственной уникальности у противоположной стороны.

Верное отношение и вера в учеников
Одно из самых важных наблюдений – преподавателю необходимы доброта и сердечность. Обращаю внимание: не лояльность, а доброта. Вместе со строгостью. Когда преподаватель начинает видеть в студентах не двоечников, а возможных отличников – это та уважительная доброта, которая вызывает восхищение по отношению к педагогу. Это чувствуется с первых минут знакомства во взгляде учителя, в его интонациях. Это располагают к нему, вызывает тишину и внимание.

Когда преподаватель видит в студентах достойных преемников, то запускаются механизмы взаимодействия, меняется и обогащается сознание ребят. Есть мудрая фраза: «Человека нельзя изменить, а возможно только возвысить». Своим отношением и взглядом, вселяющим уверенность, можно оказать существенное влияние. Это факт!

Про удаленку
Может показаться, что перечисленные методы не эффективны в случае удаленного обучения. Но это ошибочное мнение. «Звучание» истинно заинтересованного преподавателя является не менее мотивирующим даже при его физическом отсутствии. Голос преподавателя слышен намного лучше, чем в аудитории, а именно через него мы понимаем внутренний настрой человека. Иными словами – никто не отменил вербализацию ваших идей через интонацию и манеру разговора. Здесь тоже много возможностей для «считывания» студентов, их понимания. Ведь теперь проще индивидуально обратиться и хорошо услышать любого участника.

Удаленка позволяет задействовать больше интерактивных средств для необычности и наглядности. Конечно, есть и минусы. Не всегда видно студентов по ту сторону мониторов. Но это не мешает находить новые инструменты на пути к глобальной цели – зарождению интереса к учебе.

Приведенные психологические приемы весьма просты и нацелены лишь на лучшее понимание между преподавателем и учениками.

При этом решающая роль остается за преподавателем. Мы уже давно не студенты, но были на их месте, переживали все чувства, кипящие в юном возрасте. Это должно порождать стремление привить высокие моральные качества студентам, воспитать достойных преемников. Мы не можем повлиять на умы всего молодого поколения. Но в наших силах вместе со знаниями передать наши лучшие качества ученикам, чтобы приобретенные знания пошли на пользу будущему России.

Преподаватель должен понимать, что будущее за учениками! Важно осознавать свою ответственность за участие в воспитании будущего поколения. Необходимо создавать правильную атмосферу на своих занятиях. Ведь от того, как информация будет преподнесена студенту, сложится либо заинтересованность в предмете, либо возникнет дисгармония – нежелание понять и услышать наставника.

Нестандартный подход, несомненно, привлекает внимание студента, а значит, информация не растворяется «в воздухе», но становится важной – сохраняется в памяти навсегда. А страх даже перед самым сложным предметом исчезает. Создать такие условия роста – вызов. А быть мотивированным на лучшие результаты своих учеников – гарантированный ключ к успеху для преподавателя.

Роман Сафонов,
ведущий инженер НОЦ «ПДС»
и проекта «Родстер Крым»