Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

lesya

Стипендиат Президента

Наука Автор

Кандидат технических наук, старший научный сотрудник Лаборатории дистанционного зондирования, доцент кафедры БМТ-2 Леся Анищенко – стипендиат Президента России.

Это весьма престижно – признание актуальности твоей работы на самом высоком уровне. Но и финансовая составляющая, в наш материально-прагматичный век, весьма и весьма важна. О том, где и как она получала гранты на свои исследования, Леся Николаевна рассказала корреспонденту «Бауманца» Елене Емельяновой.

 Стипендия Президента для молодых ученых и аспирантов – это 20 тысяч ежемесячно до достижения стипендиатом 35 лет. Сумма может и не так велика, как хотелось бы, но зато она стабильна, что позволяет ее получателю полнее сосредоточиться на научной деятельности – деньги на пропитание ему гарантированы. Мне было интересно узнать, трудно ли получить такую поддержку? Об этом я и спросила Лесю Анищенко.

– Для этого просто надо работать. Мне было, что предъявить – стипендию дали на завершение создания методики бесконтактного детектора падения пожилых людей. Если у вас есть наработки, и они востребованы, то это и есть необходимый минимум для того, чтобы надеяться на положительное решение экспертов.

У Анищенко есть реальный опыт получения грантов.

– В 2011-м и в 2014-м у меня уже были гранты Президента на другие мои научные работы. Их получение – дело жизненно важное: постоянной зарплаты у научных сотрудников Бауманки нет, мы получаем ее исключительно через гранты. Соответственно: есть гранты – есть зарплата, нет грантов – нет зарплаты. Вот и сейчас – стипендия Президента не единственный мой грант. Я работаю по нескольким направлениям в биорадиолокации. Первое – сомнология, медицина сна. Я и моя команда из аспирантов и студентов дошли до того момента, когда пора делать портативный образец. За рубежом такие приборы уже выпускают. Но наш алгоритм сна пока самый точный. Второе – анализ дыхательной активности мелких лабораторных животных при помощи метода биорадиолокации. Есть и третье – построение микроволновых изображений для медицинских приложений. По сути, это обнаружение новообразований, например, молочной железы, и ранняя диагностика инсульта. На свои темы я получаю гранты из различных отечественных фондов, а сейчас хочу получить финансирование на работу с коллегами из Японии.

– Разве это возможно?

– Конечно. Мы подали заявку на грант на совместную разработку с Японией компактного и дешевого биорадиолокатора, необходимого пожилым. В Японии люди живут долго, и приборы, подобные нашему, пользуются спросом. Но разработка требует финансирования. Надеюсь, что РФФИ одобрит наш российско-японский грант, и мы будем действовать уже целенаправленно. Финансирование работы в рамках обмена опытом по построению микроволновых изображений осуществляет европейская комиссия, – приводит еще один зарубежный пример Леся Николаевна. – Там объединены больше ста учебных и научных заведений Европы, стран СНГ, США и Китая.

– А как в этом случае контролируются ваши расходы?

– Европейская комиссия выделяет реальные деньги на то, чтобы люди ездили друг к другу, обменивались опытом, докладывали о своих разработках, рассказывали, в чем проблема и какое решение они видят, проводили эксперименты.

– Кто же будет считаться автором совместного труда?

– Европейская комиссия только финансирует международную коллаборацию. Она не заказывает конечный продукт. Можно сказать, что это финансирование конференций по определенной тематике.

– У нас есть нечто подобное?

– Такой легкой для использования коллаборации у нас я не знаю.

– Что привлекает в европейской?

– Многое. У нее очень дружелюбный, если можно так сказать, интерфейс. По сути, любая командировка проходит очень легко. Вся отчетность – через Интернет: они просто одобряют или не одобряют мое участие в данном семинаре. А в дни своего пребывания за границей я должна расписываться в ведомостях. По возвращении прикладываю отсканированные документы, и все. На все отчеты уходит всего-навсего два часа. Расходы компенсируют через несколько месяцев, и никакой головной боли. Но нормы есть – оплачивать расходы на дорогой отель, на дорогой самолет не будут.

–То, что «деньги счет любят», в комиссии, видимо, помнят. Прошлой весной, – вспоминает Анищенко, – я была в Риме, где слушала, как у них организован отбор новой медицинской техники в больницы. Мы приехали в педиатрическую клинику, находящуюся под патронатом Папы Римского. Вопрос о деньгах тут вообще не стоял – с финансами в этом случае все нормально. А чиновники все равно анализировали, нужен ли здесь робот для проведения операций или нет. Оказалось, что в рамках этой больнички прироста дохода робот не даст, и хирургу-просителю отказали.

– Вернемся к нашей действительности. Что престижнее: стипендия Президента или грант Президента?

– Грант. Но по нему гораздо сложнее отчитываться, так как предусмотрен финансовый отчет, что требует согласования любых трат на всех уровнях Университета. Со стипендией Президента все гораздо свободнее, отчитываться нужно только за реально проделанную научную работу. Жаль только, что получать мне ее осталось недолго.

Елена Емельянова

 

Последнее в разделе Наука

4d-sight

Байки про роботов

Писатель Айзек Азимов 70 лет назад сформулировал знаменитые три закона робототехники. Первый
unnamed

Intel и AMD проиграли ИУ-6

Сегодняшние лидеры процессорного рынка – Intel и AMD – умеют выполнять арифметические
Вернуться Наверх