v-v-uvarov-a-p-chernobrovkin-v-l-ivanov-e3_f_007

Доктор технических наук, мастер спорта СССР по альпинизму, ветеран МВТУ-МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Петрович Чернобровкин

Без рубрики Автор

29 февраля 1920 високосного года родился Алексей Петрович Чернобровкин, а осенью високосного 1972 года его жизнь оборвала авиационная катастрофа. В возрасте 52 лет погиб полный жизни и творческих сил ученый, спортсмен, патриот МВТУ-МГТУ им. Н.Э. Баумана, гражданин, человек большой души, чья жизнь, как след яркого метеорита, осталась в памяти его коллег, друзей и многих других, кто знал его.

Его кипучая энергия переливалась через край. Он и ходил стремительно, будто торопился куда-то успеть. И успевал, успевал, успевал. Порой его друзья шутили: «Леша, мы, близки к тебе по возрасту, стареем каждый год, а ты остаешься все молодым. Вероятно, потому, что твой день рождения бывает раз в четыре года».

Настойчивая инициатива Алексея Петровича сыграла огромную роль в становлении и развитии специальности и кафедры газотурбостроения (ныне «Газотурбинные и нетрадиционные энергоустановки») в МВТУ-МГТУ им. Н.Э. Баумана, которая под названием 341 («Воздушно-реактивные двигатели») была образована на новом факультете 34 («Реактивной техники») в 1948–1949 учебном году.

Заведующим кафедрой был избран выдающийся газотурбинист, создатель первого в мире высокотемпературного турбовинтового газотурбинного двигателя, автор первого в стране учебника «Газовые турбины», д. т. н., профессор В.В. Уваров. Теперь перед ним стояла задача подготовки инженеров-новаторов, творцов новой техники. Визитной карточкой и девизом кафедры стало: «Готовить инженеров должны преподаватели, знающие теорию, конструкцию, испытания двигателей не по учебникам, а по живому металлу».

Лекторами основных дисциплин специальности были приглашены (по совместительству) ведущие специалисты ЦИАМ, КБ, ракетно-авиационных структур. Например, теорию воздушно-прямоточных двигателей преподавал создатель двигателей М.М. Бондарюк, теорию авиационных газотурбинных двигателей – ученик Владимира Васильевича, полковник, д. т. н., профессор П.К. Казанджан. Их эстафету должны были продолжать уже новые питомцы кафедры.

Своим заместителем (с широкими полномочиями) заведующий назначил А.П. Чернобровкина, и не ошибся. Тандем «Уваров – Чернобровкин» оказался плодотворным. Заведующий кафедрой сосредоточился на учебном процессе и научных проблемах, а на заместителя возложил всю организационно-техническую работу, создание лабораторной базы кафедры, установление связей с НИИ и промышленностью, подбор инженерно-технических кадров. Инженерный состав кафедры того время состоял из выпускников МВТУ В.С. Бекнева, Н.Д. Грязнова, В.С. Омирова, Ю.М. Пчелкина, В.Д. Юношева. Во главе с Алексеем Петровичем они составили «золотой фонд» кафедры. Они подкрепляли учебный процесс и работали на будущее.

Сильными сторонами А.П. Чернобровкина были и природная общительность, и принадлежность к спорту. Мастер спорта СССР по альпинизму, старший инструктор по альпинизму, член сборной команды МВТУ по гоночным лыжам, он имел хорошую возможность общаться во внерабочее время с коллегами по спорту, которых в МВТУ, московских НИИ и КБ было множество. Лыжи и альпинизм были популярны в научных кругах. Альпинистами были и один из первых ректоров МВТУ им. Н.Э. Баумана Н.П. Горбунов, и ректоры А.П. Лазарев, Г.А. Николаев, и декан факультета 34 В.И Феодосьев.

В небольшом помещении была создана лаборатория кафедры, и выполнены экспериментальные исследования входного устройства центробежного компрессора (В.С. Бекнев), охлаждаемого диффузора (Н.Д. Грязнов), пылеугольной камеры сгорания (Ю.М. Пчелкин), аксиального турбоциклона (А.П. Чернобровкин). Работа была проведена в обоснование концептуального проекта газотурбовоза на каменном угле (по договору с НИИ транспортного машиностроения, г. Харьков). По ее результатам авторы защитили кандидатские диссертации и стали первыми штатными преподавателями кафедры. Работа демонстрировала научное лицо кафедры, была доложена на сессии АН СССР по газовым турбинам, опубликована в первых трудах кафедры.

В 1955 г. из цехов Коломенского тепловозостроительного завода вышел последний паровоз серии «Л» главного конструктора паровозов Л.С. Лебедянского. Решением правительства Лебедянскому было поручено создание первого отечественного газотурбовоза на жидком топливе, используемом на тепловозах.
Его обращение к кафедре положило начало совместному проектированию газотурбинного двигателя газотурбовоза. Главным конструктором двигателя стал Уваров. А на плечи его заместителя легла вся организационно-техническая работа. Инженерный состав КБ был образован из конструкторов-паровозников и инженеров кафедры.

Чернобровкин был занят и созданием полноценной лаборатории, добился разрешения на ее строительство. В ее насыщении станочным оборудованием, экспериментальными стендами помощь оказали ЦИАМ, московские авиационные заводы. Высокий авторитет Уварова облегчал Алексею Петровичу контакты со спонсорами.
К 1959 году были построены первые три газотурбовоза, которые более 15 лет успешно эксплуатировались на Южной железной дороге.

Заключительным этапом жизненного и научного пути Алексея Петровича стала его активная роль в фундаментальной работе кафедры «Газотурбинные установки большой мощности», сыгравшей огромную роль в отечественной и мировой энергетике. Анализ и поиск теоретических и практических инженерных решений газотурбинной энергетики больших мощностей нашли отражение в его блестяще защищенной докторской диссертации.

Алексей Петрович был жизнелюбом, увлекающимся и приятным в общении человеком. Везде и всегда он был молодым. Таким мы его и будем помнить.

В. Л. Иванов,
доцент кафедры Э-3
«Газотурбинные и нетрадиционные энергоустановки»