1991-sleva-postuplenie

Как было раньше

Без рубрики Автор

Илья Казаников, выпускник МГТУ 1997 года (инженер-механик подъемно-транспортного оборудования), генеральный директор ООО «Прометалл, системы и технологии» – об учебе в МГТУ в начале 90-х.

Колхоз Луховицы

1 курс МГТУ не приступил к занятиям 1 сентября. По крайней мере, факультет РК был отправлен на сельхоз-работы в Луховицкий район. Никакого принуждения, тот, кто не мог или не хотел ехать, отрабатывал при училище. И все оплачивалось.

На мой взгляд, такая практика – сплошная польза. Свежий воздух, умеренные физические нагрузки – это раз. Познакомиться со многими в непринужденной обстановке – это два. Какие-никакие деньги – это три. И так далее. И после приезда еще неделю давали свободную до занятий. Прекрасно!

Дорога заняла часа три. На месте нас встречали квартирьеры, парни с «пода», подготовительных курсов при МГТУ, все после армии. Их на пару дней раньше забросили в колхоз с целью подготовки к нашему приезду. И был третьекурсник по прозвищу Перец, наш куратор на месте. Суровый товарищ с зычным голосом.
Домики фанерные, одноэтажные, два корпуса, рядом речка. Комнаты на шесть человек, кровати с железной сеткой. Умывальники на улице, душ в отдельном здании. Для женской части выделили крыло в корпусе, ближнем к речке. Расселились.

Далее стали распределять, кто на какие работы пойдет. Предлагалось: сбор морковки, уборка капусты (выдавали топор) и грузчиками, закидывать мешки в кузова. Наша небольшая компания распределилась на морковь.

На поля вывозили автобусами. Морковные и капустные поля находились на некотором удалении. Собирать принялись с энтузиазмом, что характерно для начала любого мероприятия, да и возможность заработать мотивировала. К концу первого дня материальная часть мотивации сильно исхудала: вот очень это утомительная работа – вытаскивать морковку из земли часами. Грузчики смотрелись выигрышней: знай себе мешки закидывают. На следующее утро все стонали от боли в спинах. На капусте свои особенности: в ее листах скапливается много влаги, а с утра еще холодная роса, топором корень рубишь – стакан воды в лицо, в общем, через час как вброд реку переходил.

Было здорово. Нам по 16-17 лет, из разных городов и стран: Москва, Обнинск, Усинск, Нефтеюганск, Краснодар, Благовещенск, Усть-Каменогорск, Луганск, Витебск, Тбилиси, Кишенев. Потрясающее общение на все темы, завязываются знакомства, которые перейдут в дружбу, и наоборот, проявляется неприязнь. Жизнь прекрасна.

Работали примерно до 14.00. На автобусе привозили на обед, потом свободное время. Проводили его незатейливо, по окрестностям ходили, пару раз выбирались в кино в поселок.

В сельском магазине регулярно закупались вкуснейшим тархуном и овсяным печеньем в пачках, made in USSR. Так и прошло две с небольшим недели. Привезли нас в Бауманку, выдали деньги, получилось прилично, и отпустили на неделю по домам. Красота.

Сентябрь 1991 года, месяц после ГКЧП, три до Беловежских соглашений. Саундтреком идет «Лондон гуд-бай» группы «КарМэн».

«Красная площадь»

Место встреч, и, можно с полным основанием сказать – основной «транспортный хаб», перекресток всех студенческих дорог. А еще, в то время, центральная доска объявлений. Объявления в несколько слоев густо покрывали стены «Красной площади».

По темам объявления можно подразделить примерно на три группы – коммерция, как-никак начало «лихих» 90-х, учебные дела и группа объявлений, тематика которых меня озадачила.

Бизнес-атмосфера осени 1991 года: «куплю доллары, марки», «шапки норковые», «водка, от 1 ящика», «костюмы спортивные, мокасины итальянские, любые партии», «оформим загранпаспорт», «визы в Польшу», «кожаные куртки Турция» и т. д. Для обратной связи писали телефоны или номера комнат общежитий.
Другая часть была посвящена учебному процессу.

А непонятны мне были объявления следующего содержания: «Леголас взывает к Арагорну», «Исилдур и Элронд будут в четверг в Валиноре», «Галадриэль приглашает Фродо в Нескучный сад в субботу» и все в таком стиле. Что это? Кто все эти люди, имена – язык сломаешь, и почему в Бауманке?

Выяснилось, что это проявление большой движухи толкинистов, некоторые из них ходили по МГТУ длинноволосые, в плащах, с мечами за спиной. Попробовал читать – не пошло, на мой взгляд нудно, но признаем, что Дж. Р.Р. Толкин свой волшебный мир создал и технически проработал досконально.
Через «Красную площадь» по осени бегут растерянные «козероги», таки узнавшие путь в аудиторию химии, но еще не прошедшие квест с аудиторией 501-ю, и не только.

Облепленная объявлениями «Красная площадь» оставалась недолго, по-моему, году в 93-м ее очистили, покрасили заново.
Сейчас там бюст Николая Эрнестовича на граните, панно с гербом МГТУ на стене.

Преподаватель Олег Иванович Савосин

На первом курсе пошла информация, что актер, игравший бандита Тягунова в шедевре советского кинематографа «Место встречи изменить нельзя», никто иной, как один из преподавателей кафедры графики нашего МГТУ. Информацию подтверждал однокурсник и мой друг Паша, у которого родственники работали в Бауманке.

В лицо его никто не видел, так как он был на пенсии. По рассказам знающих, при всей пугающей внешности, косящем глазе (последствия выстрела из рогатки в детстве) в совокупности с внушительными физическими характеристиками – человек был удивительно добрый и мягкий, прекрасный преподаватель и педагог.

По образованию педагог, в 1952 закончивший художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина, в кино Олег Иванович попал случайно. Во время эвакуации Савосин работал в колхозе под Кинешмой, где три года не слезал с лошади. Зная об этом, его друг Алексей Кочарян, работавший над фильмом «Неуловимые» пригласил Олега ставить и выполнять трюки с лошадьми. Там же он сыграл эпизодическую роль.

Потом Савосин сыграл более 100 ролей, считается одним из первых постановщиков трюков, большую часть из которых выполнял самостоятельно. Только в возрасте 58 лет, неудачно прыгнув с крыши на съемках «Пяти минут страха» и сломав обе ноги, прекратил каскадерскую практику.

Вместе с Андреем Ростоцким, Юрием Сальниковым участвовал в создании школы-студии каскадеров.
Работая с 1953 в МГТУ ассистентом, одновременно преподавал рисование и черчение в школе №126 г. Москвы, потом в Военно-механическом техникуме. С 1970 года старший преподаватель кафедры графики МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1986 году Савосин О.И. ушел на пенсию, за 5 лет до нашего поступления.

А наращённые лестничные ограждения центральных лестниц связывали с трагической гибелью Чемпиона Олимпийских игр по боксу, обладателя кубка Вэла Баркера, завкафедрой физвоспитания МГТУ Валерия Владимировича Попенченко. Но об этом дальше.

Продолжение воспоминаний Ильи Казаникова о студенческой жизни в 90-х годах читайте в следующем номере.