Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

mishin

Первый после Главного

История Автор

Январь был богат на юбилейные «авиационно-космические» даты: 12 января – 110-летие Сергея Королева, 17 января – 170-летие Николая Жуковского, 18 января – 100-летие академика Василия Мишина, соратника Королева, его заместителя, а затем и Главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, позже – РКК «Энергия»).

В рамках Королевских чтений прошло торжественное заседание, посвященное Василию Мишину. Ведущий заседание Олег Алифанов – член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой «Космические системы и ракетостроение» МАИ, вуза, который окончил и в котором более 30 лет, начиная с 1959 года, работал Мишин, – кратко напомнил присутствующим, с чего начался путь Василия Павловича к космическим вершинам. В 1932 году, после школы-семилетки, он поступил в фабрично-заводское училище при ЦАГИ, где получил профессию слесаря. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при втузе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт. Здесь он занимался в планерной и летной секциях аэроклуба и стал инструктором-планеристом.

В 1945 году судьба свела Мишина с Королевым в Германии, куда их, независимо друг от друга, командировали для изучения немецкой баллистической управляемой ракеты

ФАУ-2. Встреча стала судьбоносной: они стали ближайшими соратниками в создании баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. В 1946 Мишина назначили первым заместителем Главного, а в январе 1966, после смерти Сергея Королева, он стал Главным и был им до 1974 года, когда окончательно перешел на работу в МАИ.

– Чтобы разобраться в человеке, надо узнать его мнение о другом человеке, – говорит Алифанов. – Мишин, рассказывая о Королеве, отмечал, что тот никогда не прогибался перед высшим руководством, одинаково общался и с дворниками, и с министрами, а доброта – одно из главных его качеств. Таким же был и сам Василий Павлович – честным, принципиальным человеком, увлекающимся, энергичным, преданным делу. Мишин был не только талантливым конструктором, но и обладал даром предвидения. Так, например, он высоко оценил создание «Бурана»: «Это величайшее достижение». Но при этом сказал, что «Буран» слетает один раз – потому что пока он никому не нужен. Как мы знаем, так и оказалось.

Своими воспоминаниями поделилась одна из дочерей академика – Вера Мишина.

– Папа был прекрасным семьянином. Они с мамой отпраздновали бриллиантовую свадьбу. И папа, и все его соратники много работали. В воспоминаниях всех нас – их детей – одно и то же: мы росли и не видели своих отцов. Работа у них была на первом месте. Но в редкий выходной папа обязательно устраивал спортивный праздник. Он был веселый выдумщик, спортсмен, хорошо играл на балалайке. Мне посчастливилось побывать с папой в Китае. И там я увидела, как ему, в буквальном смысле слова, поклоняются его китайские коллеги, которые учились у него в СССР. Иначе как Учитель они его не называли. Помнят о нем в Китае и сейчас – мы получили предельно душевное и сердечное поздравление к 100-летию Мишина от папиного ученика Ван Юнчжи, главного конструктора первого китайского пилотируемого корабля.

Воспоминаниями об учителе поделился вице-президент РКК «Энергия» Вячеслав Филин.

– Мишин был научным руководителем моей курсовой работы в МАИ. Главное, к чему он стремился – научить студента логике мышления. Мы часто спорили, но споры всегда кончались тем, что я приходил к правильным выводам. Он был прекрасный педагог, ученый, научный руководитель, конструктор. Его заслуга и в том, что он привлек всех своих заместителей преподавать в МАИ. Сделал то, чем сегодня сильна Бауманка. И сам каждую субботу, не пропуская ни одной, читал лекции. Этого же требовал и от своих замов.

– Негласно нас торопили с лунной экспедицией, – рассказывает Филин. – Только представьте, – при Мишине ракетный двигатель создавался всего за один год. Это невероятно. На работу приходили к восьми, а уходили после 20 часов. Первая ракета упала. Вторая упала на старте. И четвертая упала. Мишин ходил весь серый, сам контролировал процесс сборки.

Профессор СМ-1 МГТУ им. Н.Э. Баумана Виктор Миненко тоже поделился личными воспоминаниями.

– Я бывал в семье Мишина. Видел там только доброжелательную обстановку. Хозяин обладал недюжинной силой. Однажды он учил меня водить машину, и я свалился в кювет. Мишин сам вытолкнул авто на дорогу. Это был сильный, жизнерадостный, честный и порядочный человек. У меня работала его дочь Елена – отвечала за важный участок работы, но ни разу она не обратилась за поблажками к отцу. Это не было принято.

С докладом выступил и директор Исследовательско-аналитического центра «Энергии» Дмитрий Пайсон.

– Мишин вел дневники, подробные ежедневные записи о проделанной работе. 31 тетрадь оказалось в 90-е годы в США. Тогда, осенью 1993 года, на аукционе «Сотбис» с молотка ушли посадочная капсула, скафандры, перчатки от скафандра и дневники Мишина. Копий не осталось. Один американский промышленник купил дневники, чтобы потом вернуть их в Россию. Недавно это и произошло. Рукописи оказались практически засекреченными – там много условностей, никому не понятных терминов, сокращений. Частично их расшифровали, они изданы в виде трехтомника. Но историкам работы хватит еще надолго.

Хватит ее и биографам: еще очень и очень многое предстоит узнать о соратнике и преемнике Королева – Василии Мишине.

 

Елена Емельянова

Последнее в разделе История

depositphotos_75893161-stock-photo-choose-your-personality-that-matching

Как было раньше

Продолжение воспоминаний Ильи Казаникова, выпускника 1997 года, об учебе в МГТУ в
Вернуться Наверх