Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

img_2168

Колесо – символ прогресса

Без рубрики Автор

Точную дату изобретения колеса не знает никто. А вот дата рождения кафедры «Колесные машины» (СМ10) известна многим. В этом можно было легко убедиться, придя 1 декабря в УЛК, где уже с утра собрались гости, представлявшие КамАЗ, НАМИ, МАМИ, 21-й НИИИ, НИИ «Геодезия», ЧГУ (Чебоксары), ГГАУ (Владикавказ), НГТУ (Новосибирск), ВолгГТУ (Волгоград) и другие организации и вузы. Высокие гости приехали сюда для того, чтобы поздравить кафедру и ее сотрудников с юбилеем – 80-летием со дня основания.

Декан факультета «Специальное машиностроение» Владимир Калугин отрекомендовал кафедру СМ10 как «большую и значимую» на факультете, со славной историей. За 80 лет на ней сменилось всего несколько заведующих: Евгений Чудаков (отец-основатель), Андрей Липгарт, Аркадий Полунгян, Глеб Смирнов. Сейчас ею руководит Георгий Котиев. Каждый из его предшественников работал не менее 10 лет, а это важно для кафедры – сохранялись традиции и постоянство. Сегодня объем научно-исследовательских работ СМ10 – 100 миллионов рублей. Действительно, СМ10 не просто остается в числе лидеров своей отрасли, но и «наращивает обороты». А сейчас это делать куда сложнее, чем 80 лет назад – возникло множество конкурентов, занимающихся вопросами автомобилестроения: многочисленные широко- и узкоспециализированные НИИ, автомобильные вузы, кафедры в технических университетах. Как же это удается Котиеву?

– Нынешнее время особенно требовательно к максимально быстрой реализации научных изысканий на практике, – говорит старейший сотрудник кафедры, доцент Александр Фоминых. – Если раньше мы вели НИР и кое-что внедряли, то сейчас все поменялось. Котиев человек практичный. Он любит создавать машины. За последние 10 лет мы спроектировали и изготовили 10 машин. Начали с машин для Севера. Затем спроектировали броневик для МВД. Ведем работу с КамАЗом – делаем четырех-, шести- и восьмиосные спецмашины. Еще одна эксклюзивная разработка последних лет, которую многие «живьем» видели на выставке «ЭкспоСитиТранс – 2016» – электробус.

Кафедра для Георгия Олеговича – дом родной. При нем улучшается оснащение, идет массовая закупка оборудования. Закупили агрегаты ведущих мировых производителей. Это тоже обогащает кафедру. Например, у нас все аудитории оснащены видеопроекторами.

Но, понятно, ничего этого не было бы, если бы наши ученые, согласно высказыванию Ньютона, не «стояли на плечах гигантов» – своих замечательных предшественников.

История кафедры отсчитывается от самого начала прошлого века, когда в 1908 году в стенах училища организовали первый в России научно-технический автомобильный кружок. Через 10 лет Евгений Чудаков (будущий академик и вице-президент Академии наук) прочи­тал первые лекции по проектированию автомобиля. К 1930 году было выпущено 30 инженеров-автомобилис­тов. В 1936 году по инициативе Евгения Алексеевича и была создана в нашем вузе кафедра «Автомобили», которой он и руководил 17 лет.

Это был удивительный человек, живший в удивительное время, когда все только начиналось – первые автомобили, студенческие кружки и фундаментальные научные исследования. Не случайно память об академике Чудакове – ос­новоположнике отечественной науки об автомобиле – увековече­на мемориальной доской на здании МГТУ.

Следующие 20 лет кафедрой руководил ее же выпускник Андрей Липгарт. Андрей Александрович – бывший главный конструк­тор ГАЗа, выдающийся конструктор, пятикратный лауреат Госпремии. Он уделял большое внимание связям с заводами и НИИ. При нем кафедра получила название «Колесные машины», а студентов стали готовить по новой специальности, связанной с машинами высо­кой проходимости, приспособленными для эксплуатации в тя­желых дорожных условиях, а также для перевозки сверхтяжелых грузов.

– Я застал Липгарта, – рассказывает доцент СМ10 Андрей Купреянов. – Во время лекций он всегда рассказывал о перспективах развития техники. От него узнавали то, что не услышишь в других местах. Занимался он и колесными и машинами, и бронетехникой. Именно он вел основную работу по проектированию автомобиля «Победа» – одного из первых в мире с кузовом понтонного типа. Сейчас говорят, что наше автомобилестроение никудышное. А я уверен, что мы в России могли его организовать. Были и наработки, и конструкторы. Просто не потянули и оборону, и автомобилестроение одновременно.

Опыт предшественников приумножили и развили их последователи и продолжатели: Г. Смирнов. А. Полунгян, Г. Котиев.

Глеб Анатольевич Смирнов основал новое направление – исследование полноприводных машин-ракетоносцев.

– Я входил в группу Смирнова, которая работала над улучшением характеристик поворачиваемости и устойчивости многоосных колесных шасси при торможении на скользкой дороге, – вспоминает Андрей Купреянов. – Совместно с МАЗом построили и испытали уникальный ходовой макет многоосного шасси, имеющий электрогидравлический привод поворота всех колес и бортовую цифровую систему управления. Система обеспечивала: поворот только передних колес, поворот передних и задних колес в разные стороны, пово­рот всех колес в одну сторону. Это был уникальный проект.

– Большой вклад в историю кафедры внес Валерий Цыбин, – рассказывает Фоминых. – Он первым использовал полимеры в автомобилестроении. На ВДНХ СССР демонстрировался его автомобиль, сделанный из пластмассы. Пластмассовый снегоход изготовили на ЗИЛе. Генеральный конструктор СКБ ЗИЛа Виталий Грачев тоже сотрудничал с кафедрой. Были сделаны пластмассовые ободы, пластмассовый кузов для машины ЗИЛ.

Впервые в мире из композитов был создан несущий корпус для плавающей колесной машины высокой проходимости, нашедший реали­зацию в промышленности.

При Аркадии Полунгяне на кафедре появилась вторая специальность – «Автомобилестроение», что позволило в два раза увеличить штат преподавателей. Разрабатывалась система автоматизированного моде­лирования динамической нагруженности многоприводных ко­лесных машин, их трансмиссии, ходовой части и несущей сис­темы при работе в тяжелых дорожных условиях.

Перечень сделанного на кафедре столь весом и велик, что невозможно выделить из него «самое-самое», а перечислить целиком не позволяет размер этой статьи. Скажем только, что объектами работы становились машины КрАЗ, КамАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ЗИЛ, МТЗ, ЗАЗ, ГАЗ и другие, а ее результаты заметно влияли на развитие и совершенствование отечественного машиностроения.

Среди множества выдающихся выпускников кафедры: Липгарт – главный конструктор ГАЗа, а после Чудакова – заведующий кафедрой СМ10, Шапошник – главный конструктор МАЗа, Ципулин – главный конструктор ЗИЛа, Егорычев – первый секретарь Московского горкома КПСС, академик Колесников, Розов – главный конструктор Брянского автозавода, Вольский – главный конструктор СКБ ЗИЛ, Бородин – основатель издательства «ВЛАДОС».

Реальная, востребованная заказчиками работа сотрудников СМ10 – основа их обширных связей и производственных контактов, перерастающих в настоящую дружбу. Вот поэтому-то в УЛК и было так много желающих сказать добрые слова в адрес кафедры, отмечавшей свой юбилейный – восьмидесятый – день рождения.

Декан факультета Калугин, тепло поздравив собравшихся, вручил благодарственные грамоты ее сотрудникам и памятный подарок всему коллективу – оргтехнику, пожелал им «хорошего сцепления с грунтом».

Поздравление от ректора Анатолия Александрова с пожеланием всегда оставаться такими же энергичными и не сбавлять темпа собравшимся передал первый проректор – проректор по учебной работе Борис Падалкин. Затем Борис Васильевич от имени Университета вручил лучшим сотрудникам грамоты.

От души желая успехов сотрудникам кафедры СМ10, хотим напомнить, чтобы они не забывали патентовать свои изобретения. Древний создатель колеса не сделал этого и был неправ. Мало того, что плодами его мысли беззастенчиво пользуются во всем мире, так еще наиболее «продвинутые» приписывают это изобретение себе: в июле 2001 года на колесо был получен инновационный патент с формулировкой: «круглое устройство, применяемое для транспортировки грузов».

Елена Емельянова

 

Вернуться Наверх