Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

zaglavnoe-foto

Если звезды зажигают

Без рубрики Автор

К 5 курсу у нее уже накопилось такое портфолио собственных разработок, каким может похвастаться далеко не каждый научный сотрудник. Когда-то она участвовала в олимпиаде «Шаг в будущее», а теперь курирует ее. При этом она не «кабинетный ученый», ей больше по душе роль организатора. Еще она любит готовить, смотрит диснеевские мультфильмы и может очаровать любого, всего лишь рассказывая о космической технике и роботах.

Стипендиантка Клуба Императорского технического училища, студентка 1 курса магистратуры кафедры «Робототехнические системы и мехатроника» факультета «Специальное машиностроение» Алиса Мокаева рассказала главному редактору газеты «Бауманец» все о том, как увлеченной школьнице стать перспективным специалистом. И еще немного о том, почему для паука шесть ног были бы удобнее, чем восемь.

– Расскажи, как ты решила поступать в МГТУ.

– С 8 класса я занималась в Республиканском центре научно-технического творчества Кабардино-Балкарской республики в Нальчике в отделе Науянис Татьяны Владимировны. С проектом, разработанным в Центре, в 9 классе я участвовала во всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее» по направлению «Космонавтика». Тогда я впервые побывала в Университете, сразу влюбилась в него и решила, что буду учиться именно здесь. И в 2012 году по результатам этой же олимпиады я была принята без вступительных испытаний.

– Когда ты увлеклась робототехникой, и почему именно в ее космическом применении?

– Все началось с дизайна робототехнического комплекса, который помогал бы людям делать домашние дела. Я придумывала приветливого, friendly-андроида, с которым было бы приятно контактировать. Постепенно я перешла от красивых концепций и картинок к проектированию настоящих систем.

– Какие-нибудь из них реализованы в «железе»?

– Да: есть робот-паук для обслуживания межпланетных станций при дальних перелетах. Этот паучок благополучно заработал на защите проекта на «Шаге в будущее» в 9 классе, и уже тогда меня рекомендовали к поступлению в Бауманку.

– Расскажи, что делает паучок.

– Он может передвигаться по внешней поверхности станции и проводить ремонтные работы.

– Есть техническое обоснование для такой формы робота-ремонтника?

– «Шестиногому» устройству удобнее всего передвигаться и удерживаться на корпусе станции в открытом космосе.

– У паука ведь восемь ног. Даже я знаю.

– У нашего было шесть (смеется). Если серьезно, то шесть манипуляторов идеально отвечают задачам этого робота: три постоянно удерживают надежный контакт с поверхностью, остальные три заняты собственно ремонтом.

В 11 классе мы вместе с моим научным руководителем Юрием Хабижевичем Хамуковым – он сотрудник Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН – разработали тросовую систему управления для многозвенного манипулятора типа «хобот». Внутри этот манипулятор полый – это  транспортный канал. Такими манипуляторами будут оснащаться сельскохозяйственные роботы для уборки плодовоовощной продукции – манипулятор уменьшает количество механических контактов с плодом, тем самым сохраняя его.

Сейчас действующие модели и «паука», и «хобота» усовершенствуются у нас в Кабардино-Балкарии.

Алиса в форме Московского императорского училища представляет МГТУ на одной из выставок для аббитурентов
Алиса в форме Московского императорского училища представляет МГТУ на одной из выставок для абитурентов

– О чем ты докладывала на Королевских чтениях?

– На секции «Аэрокосмическое образование и проблемы молодежи» наша команда рассказывала об итогах работы Всероссийской научной школы с международным участием «Исследование космоса: теория и практика», где я возглавляла направление «Робототехника». В этом году мы работали над большим международным проектом – космическим телескопом диаметром один километр, который был бы построен из материла астероида, потому что везти все с собой с Земли не представляется возможным. Мы разработали опять-таки…

–… шестиногого?..

–… «паука», да – это действительно удобная схема; так как на астероидах почти отсутствует гравитация, шагающие роботы со временем зарекомендуют себя для подобной работы наилучшим образом. Согласно нашему проекту, «команда» этих роботов, доставленная челноками на астероид, должна построить себе базу и потом собирать сам телескоп. Звучит фантастично, но мы делали расчеты, опираясь на возможности уже существующих технологий. В реальности подобный проект будет возможен, наверное, лет через 100. Руководит этим и другими проектами Школы замдекана нашего факультета Владимир Игрицкий.

– Почему все-таки твое увлечение робототехникой сосредоточилось именно на космических системах?

– Космонавтика ведь передовая отрасль науки и техники. Когда еще школьницей я готовилась к олимпиадам, много занималась историей космонавтики. И уже сейчас я работаю над дипломным проектом – робототехнической системой для спутника-сборщика крупногабаритного космического мусора. Так что моя учеба в Университете началась с космоса, им же и заканчивается.

– А что сейчас делают с космическим мусором?

– Ничего. Мелкий со временем сам сходит с орбиты и сгорает в атмосфере, а наша система как раз предназначена для того, чтобы сводить крупный мусор на орбиту захоронения.

– Ты когда-нибудь думала серьезно о том, чтобы самой побывать в космосе?

– Серьезно… Конечно, это было бы любопытно. Но специального смысла, боюсь, в этом нет. Ведь сейчас управление роботами осуществляется, в основном, с Земли.

А вот если бы работала межпланетная станция, допустим, на орбите Марса, и нужно было бы управлять марсоходами – тогда да, присутствие там такого инженера, как я, стало бы целесообразным.

– Все сейчас говорят: Марс, Марс. Но что получается в сухом остатке: зонд «Скиапарелли» разбился; Илон Маск выдвигает все новые и все более безумные идеи. Как бы ты оценила перспективы освоения этой планеты?

– Марс безусловно стоит изучать, пока у нас не будет более-менее внятного и единого мнения – нужно нам что-то на этой планете или нет. Проект «Марс-500» важен и любопытен с исследовательской, социально-психологической точки зрения, люди должны готовиться к такому возможному будущему, к сценариям колонизации. Но пока мы можем исследовать Марс только с помощью роботов, и над ними нужно работать в первую очередь.

– Я часто слышу такое обывательское мнение: корпорации показывают нам милых, как раз friendly-андроидов, которые будут ездить по дому, пылесосить и встречать нас после работы – а за этой ширмой готовится нечто страшное, секретное, автономные военные комплексы, «Скайнет» и так далее. Насколько обоснованы эти страхи?

– «Бояться», безусловно, нужно, но только не самих роботов, а тех, кто будет ими управлять. Автоматики вокруг нас сколько угодно, но полностью автономный искусственный интеллект пока невозможен. Окружающая среда слишком изменчива и непредсказуема, чтобы робот мог долгосрочно планировать свои действия. Да, автомобили-беспилотники уже хорошо ездят, случаи аварий единичны, и все они происходят по вине других водителей, как раз-таки людей. Но беспилотники ездят по хорошим дорогам с разметкой и соблюдением правил. А если отправить такую машину по нашему бездорожью… нет, никакой условный «Скайнет» в ближайшее время не предвидится.

И ментальный контакт между продвинутым андроидом со сложной нейронной сетью и человеком будет – к сожалению или к счастью – всего лишь иллюзией контакта.

– Какого робота ты хотела бы для себя?

– Меня очаровала фантазия авторов фильма «Интерстеллар»! В этих бывших военных, перепрошитых для экспедиции роботах прекрасно все: конструкция, начинка, регулировка чувства юмора… Я бы хотела себе такого.

– А какого идеального робота ты сделала бы сама?

– Он не был бы связан с космосом. Я хочу сделать робота, который помогал бы людям с проблемами верхнего плечевого пояса восстанавливать работу конечностей после инсультов, черепно-мозговых травм. В таких случаях мышечную память можно восстановить. Для ног есть много разных экзоскелетов. Руки же гораздо сложнее и тоньше устроены, и я хочу разработать для них такое восстанавливающее устройство.

– Расскажи о своем участии в конкурсе «Студент года».

– Я решила в нем участвовать, потому что мне мягко намекнули — а почему бы тебе не поучаствовать? (смеется). Причем все сразу намекнули: и преподаватели кафедры, и Виктория Ивановна (Майорова – руководитель Молодежного космического центра – Прим. ред.). Я собрала портфолио, заручилась рекомендациями научных руководителей, написала эссе – рассказ о себе.

Дальше ты знаешь.

SONY DSC

Досье. Из конкурсного эссе Алисы Мокаевой

«В 2008–2012 годах при моем участии было разработано пять моделей транспортных и робототехнических устройств. Все они удостоены призов Всероссийских и Международных олимпиад, конференций и конкурсов.

С 2013 работаю в Молодежном космическом центре. Курирую олимпиаду «Шаг в будущее» и помогаю младшему поколению инженеров. С 2014 года – в числе организаторов Всероссийской научной школы с международным участием «Исследование космоса: теория и практика». С 2016 года являюсь научным руководителем группы «Робототехника» при выполнении коллективного научного проекта в рамках Школы.

Помимо организационной деятельности, участвую в научно-образовательных проектах: «Разработка сверхбольшого космического телескопа», «Проектирование автоматического космического аппарата для исследования межзвездной среды», «Разработка студенческого микроспутника для сведения крупногабаритных объектов космического мусора на орбиту захоронения».

Опубликовала пять научных статей о роботах и манипуляторах специального назначения, две из них в изданиях, входящих в перечень ВАК.

Была удостоена стипендии Президента Российской Федерации на 2016–2017 учебный год и диплома финалиста 1 открытого конкурса на получение стипендии имени Ю. А. Гагарина.

Занималась в клубе японских боевых искусств «БауманКан», прошла аттестацию на 4 кю. Увлекаюсь фотографией, живописью и каллиграфией, прыгала с парашютом».

– Теперь о стипендии Клуба ИТУ. За что ее дают?

– В первую очередь за научные достижения и лидерские качества. Для подтверждения первых нужно предоставить документы, а второе оценивает уже на личном собеседовании член жюри.

– Возможностей у тебя много; но чем именно ты займешься после магистратуры?

– Вот ты спросил…

Скорее всего, пойду в аспирантуру на своей родной кафедре СМ 7. Если и буду работать в конструкторском бюро, то постараюсь стать руководителем проекта, я, собственно, этому и училась в Университете. К тому же я работала на АО «Аэроэлектромаш» — это одно из профильных предприятий нашей кафедры. Там я четко поняла, что разрабатывать конструкции и организовывать процесс разработки – совершенно разные вещи. Второе мне понравилось больше.

– Уехать не тянет?

– Нет. А зачем? Я поездила по миру, мне везде понравилось, но работать я хочу здесь. Что нам мешает создать у себя дома компании уровня Space X или Google Robotics?
С переездом в другую страну проблемы никуда не денутся. Надо сначала эти проблемы решить, тогда и уезжать не нужно будет.

– У тебя есть герой?

– Моя мама. Она мастер спорта СССР по настольному теннису, спортивный врач и психиатр-нарколог. Она, как космонавт, знает и умеет все. Она мной гордится, а я, в свою очередь, горжусь тем, что мама гордится мной.

– Откуда твое честолюбие? Что тебя вдохновляет и мотивирует?

– Если говорить о системе кнута и пряника, то за пряник я сделаю больше. Точнее, за кнут не буду делать ничего. Это опять же мамина заслуга и папин пример. Они всегда меня понимали и поддерживали.

finalnoe-foto

– Назови троих величайших, по твоему мнению, инженеров.

– Сергей Павлович Королев, Никола Тесла, Генри Форд.

– У тебя бывает свободное время? Как ты его проводишь?

– Смотрю фильмы, могу пересмотреть «Звездные войны», но только классические, безо всех этих продолжений. Вообще люблю научную фантастику, читаю Уэллса, Брэдбери, Азимова. Меня завораживает сам факт того, что люди полвека назад предсказывали появление устройств, которыми мы пользуемся сейчас. Например, у Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» есть прототипы наушников-вкладышей и аппарата для диализа.

– Алиса, в тебе есть типично «девочковые» черты? Можешь ты, например, в халате, с ведерком мороженого засесть пересматривать «Секс в большом городе»?

– До этого пока не доходило. Но вот на выходных я пересматривала мультфильм «Мулан». Его героиня – моя любимая диснеевская принцесса. Мне вообще всегда нравились принцессы.

Беседовал Иван Шипнигов

Вернуться Наверх