– Сергей Григорьевич, я сразу попрошу конкретный пример системного подхода к проектированию.
– Вот смотрите: создается некое научное оборудования для проведения исследований на Международной космической станции. Понятно, что нужно учитывать физические условия, в которых оно будет работать: невесомость, температуру, экологию материалов и так далее. Но есть международное космическое право, которое предъявляет требования к изделию с учетом того, что в работе станции участвуют десятки стран. А энергия станции распределяется между ними в зависимости от их вклада. И чье-то научное оборудование, хорошее само по себе, отвечающее всем техническим и прочим требованиям, не будет там работать – ему не хватит выделенной для страны-участницы энергии. Кроме того, проектируемое изделие должно соответствовать массе таких важных условий как экологическая, пожарная, информационная, радиационная и другая безопасность.
– Новое направление возникло на основе направления «Ракетостроение и космонавтика». Все ведь будут спрашивать: а причем здесь кафедра «Экономика и организация производства»?
– Мне это направление было ближе других, потому что я сам в 1979 году окончил факультет СМ. И мне пришла идея создать направление, в котором бы объединялись разные отрасли знаний и которое можно было бы условно назвать «Системное проектирование в ракетно-космической отрасли». Это направление должно включать маркетинг, управление требованиями, НИОКР, управление проектами, оценку затрат и сроков, менеджмент качества, космическое право и др.
– И кто может поступать на это направление? Бакалавры, учившиеся на разных ракетно-космических кафедрах?
– Не только. Бакалавры технологи, механики, электротехники и др. Но в приоритете, конечно, бакалавры СМ. Но лучшие в моем представлении бакалавры, поступающие на системное проектирование, это те, кто проработал в отрасли и на производстве хотя бы пару лет.
– А что будет написано в дипломах выпускников?
– Магистр по направлению «Системное проектирование».
– Какие проекты они будут защищать?
– В идеале – не просто описание того, как сконструировать изделие, но как изначально запланировать, чтобы оно полностью соответствовала требованиям той системы, для которой его создают.
– «Обычный» инженер проектирует деталь или узел. А что делает «системный»?
– Координирует. Очень примитивный, но понятный всем пример: те, кто организует свадьбы, должны обеспечить большое количество вещей – помещение, музыку, еду, транспорт и пр. Что-то одно может обеспечить один человек, а соединить всех очень трудно.
Я был недавно в департаменте контроллинга крупной телекоммуникационной австрийской компании, которая на 51 % принадлежит американцам и мексиканцам. Компания разработала программный продукт, который был упакован в цвет Австрии – красный. В Мексике продукт не пошел, потому что красный там – раздражающий, отталкивающий. В Японии станок, покрашенный в белый цвет, – это будет «траурный» станок. Там белый – символ траура.
По моему мнению, великий Королев был не просто гениальным инженером, а именно системным проектировщиком.
Я убежден, что сегодня инженеров нужно готовить так, чтобы они с «детства», с бакалавриата, поднимаясь по ступеням инженерной мысли, открывая новые пласты ее сложностей и красот, понимали бы, что именно им определять успешность и востребованность окружающих нас изделий, вещей и продуктов.