m-v-gordin

Михаил Гордин: «Бауманцы способны быстро сориентироваться практически в любой задаче»

Наши люди Автор

Генеральный директор флагманского отраслевого предприятия – Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана, альпинист – Михаил Гордин недавно отметил 50-летний юбилей. В интервью он рассказал о том, как совмещать учебу и работу, и в чем преимущества инженера-бауманца.

– Михаил Валерьевич, что, помимо образования, дал вам Университет?
– Ни много ни мало, систему мировосприятия. Инженерная специальность ориентирована, прежде всего, на результат, и этот принцип становится определяющим не только в профессиональной, но и в любой другой деятельности – например, в бизнесе.
В Бауманке уникально то, что нас учат командной работе. Традиционно ведь Училище готовило людей для работы в больших коллективах, конструкторских бюро, которые создают сложные устройства. И в бауманцах умение работать в команде особенно заметно: внутренняя конкуренция не так важна, как нацеленность на общий результат. Это мироощущение, мне кажется, главное, что дал мне и другим выпускникам Университет.


СПРАВКА

Михаил Валерьевич Гордин родился 16 августа 1969 года в Москве в семье научных работников.

В 1993 году окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

С 1990 года работал научным сотрудником в Институте системного анализа РАН.

В период с 1997 по 2005 годы занимал различные должности в компании Conoco Philips, сначала в Москве, а с 1999 года – в европейской штаб-квартире компании в Лондоне.

В 2005 году был назначен директором департамента проектов переработки попутного газа ТНК-ВР.

В 2011 году – управляющим директором компании, членом правления ООО «СИБУР».

В 2015 году стал заместителем генерального директора по инновациям – директором департамента по развитию проектов Научно-исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского».

C ноября 2016 исполнял обязанности, а с января 2017 года был назначен на должность генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».


– А если говорить о сегодняшнем дне, когда в приоритете не командная работа, а лидерские качества?
– Лидерские качества – замечательно, но проявляться они должны не за счет других. Быть лидером – это ведь, по большому счету, уметь организовать коллективную работу, а не просто выделяться на чужом фоне.

– Сколько у вас в ЦИАМ работает выпускников МГТУ?
– Около 30%. В основном это выпускники кафедры Э3 – турбины (факультет «Газотурбинные и нетрадиционные энергоустановки»). Есть ребята и с ИУ (факультет «Информатика и системы управления»), и с СМ (факультет «Специальное машиностроение»). Но приходят к нам работать, как правило, еще студентами.
Если вы студент Бауманки и хотите заниматься передовыми разработками в области авиационного двигателестроения, то ЦИАМ – лучшее место для этого. Чем раньше вы начнете работать – необязательно у нас – тем лучше это будет для вас. Я, например, начал работать с третьего курса.

– Но в МГТУ ведь это очень трудно, сложнее, чем в других вузах – совмещать работу и учебу?
– Я не призываю делать что-то, что мешает учебе (смеется). Но если есть желание, то все можно успеть. Вопрос, с чем сочетать учебу. Мы в 90-е работали в ларьках, на рынках торговали… Сейчас совсем другое время и другие возможности: студент может работать по специальности и обеспечивать себя.
Отметил бы еще уникальность Бауманки – нас учили совмещать далекие, казалось бы, друг от друга вещи. Например, на первом и втором курсах у нас в расписании был один день мастерских. Мы изучали литье под давлением, занимались сваркой, штамповкой, металлообработкой – пробовали делать все своими руками. Если кому-то сейчас сказать, что я, IT-специалист, на третьем курсе проектировал редуктор, то это может показаться странным. А для меня и других бауманцев это вполне закономерно и естественно. Вуз готовит инженеров широкого профиля – универсальных специалистов, которые способны быстро сориентироваться практически в любой задаче.
Кстати, вот мы постоянно говорим: Университет. Мне немного жалко, что не Училище: я ведь поступил именно в Училище, а закончил уже Университет.

– Когда Вы учились, у вас на факультете девушек много было?
– Мало. Наверное, процентов 15. Меньше всего девушек было на «машинах» – специальном машиностроении. Когда я уже заканчивал, появились биомедицинские технологии – вот там девушек было больше.

1-5

– Сейчас в МГТУ девушек очень много, и ни у кого не вызывает вопросов, почему они идут в инженерный вуз. А в Ваше время были какие-то насмешки, «подколки» по этому поводу?
– Нет, ни в коем случае. Помню, когда мы в общаге готовились к сессии, у нас практиковалась «100% эффективность» использования конспектов. Заключалась она в том, что днем девчонки готовились по своим записям, а ночью мы – по их конспектам.

– Расскажите о Вашем увлечении альпинизмом. Вы ведь с самого начала занимались в нашей секции?
– Да, но увлекся альпинизмом я еще до Училища. В Советском Союзе занятия эти до 18 лет не очень приветствовались. В школе я занимался горным туризмом, но точно знал, что хочу быть альпинистом. Поэтому на первом курсе у меня не было сомнений, в какую секцию идти. Впервые в горы мы поехали зимой – на базу в Джантуган.

– Вы можете подсчитать, сколько раз за время учебы в МВТУ сходили в горы?
– В альпинизме измерять нужно не количество, а качество. Есть ведь разные категории сложности. Если считать все восхождения, то, наверное, раз 40–50. Активно я занимался альпинизмом лет семь, и большая часть этого пришлась как раз на время учебы.
После выпуска передо мной встал выбор: профессионально заниматься альпинизмом или работать по специальности. Я выбрал специальность.
Сейчас, после большого перерыва, я хожу в горы как любитель. Конечно, у меня сохранилась определенная квалификация, но в сложный поход я пойду только с инструктором.

– Куда ходили в последний раз?
– Музтаг-Ата – гора в китайской части Памира, высотой 7 546 метров.

– А по-настоящему опасные случаи у вас были?
– Да, были, конечно. Но альпинизм – это больше не про опасность и адреналин, как многим кажется. Скорее, это про цель, которую нужно достичь, не забывая при этом о безопасности. Для этого ты постепенно делаешь то, что многим другим не под силу. И не забывайте, что самое сложное в высотном альпинизме – это не взойти на гору, а спуститься с нее.

– Вы сейчас часто бываете в МГТУ, в Главном здании?
– Бываю, да.

– И как Вам?
– Красиво!

Беседовал Иван Шипнигов