_dsc2829

«Мне не нужны конспекты и подсказки»

Без рубрики Автор

Мы начинаем серию публикаций о победителях конкурса «Лучший преподаватель Университета». Первая героиня этой рубрики – обладательница награды в номинации «Качество работы молодых специалистов» Татьяна Горбатовская.

2

Церемония награждения ежегодного конкурса «Лучший преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана» прошла 21 ноября в зале Ученого совета. Почетную награду получили 57 преподавателей Университета. Из восьми номинаций самый большой список победителей получился в категории «Качество работы молодых специалистов» – 21 человек. Одной из тех, кто получил такую высокую оценку своей работы, стала Татьяна Горбатовская – преподаватель кафедры РК-1. Татьяна поделилась своими впечатлениями о конкурсе и рассказала корреспонденту газеты «Бауманец» о том, как судьба привела ее к выбранной профессии.

– Татьяна, расскажите о самом конкурсе и о том, как вы решили принять в нем участие.

– Конкурс проходит в два этапа. Сначала в качестве «домашней работы» сдается эссе на заданную тему. Мне нужно было написать о моем опыте преподавания в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Затем в присутствии одного из членов комиссии оценивается проведение участниками конкурса занятий со студентами. По каким критериям выбирают лучших преподавателей в каждой номинации, я не знаю, нам не сообщали.
Решение поучаствовать было спонтанным. Подтолкнул меня к этому заведующий кафедрой РК-1 Вячеслав Иванович Серегин. Сама бы я так и не решилась подать заявку. Считала, что у меня еще мало опыта для конкурса такого уровня, ведь на кафедре я работаю только с 2014 года. Но потом подумала: «Почему бы и нет?». Раз руководитель советует и видит, что я могу. Так я прошла все этапы и неожиданно попала в список победителей в номинации «Качество работы молодых специалистов».

– Вы же наверняка выпускница МГТУ. Но кафедра РК-1 не выпускающая. Как вышло, что стали преподавать инженерную графику?

– Верно, я училась на факультете БМТ с 2002 по 2008 год. После защиты диплома решила развить его тему в кандидатской диссертации и осталась в Университете. Но, к сожалению, не сложилось.
В это время я проводила лабораторные работы – так случился мой первый педагогический опыт. Я поняла, что мне это интересно. Поэтому, когда через несколько лет встал вопрос о поиске работы, и я узнала, что на кафедре РК-1 есть вакансии, сомнений – идти ли преподавать – не возникло. Еще в студенчестве мне нравилась инженерная графика. Пришла на собеседование, рассказала, что умею делать. Так и начала работать.

– Преподаватель – это ведь призвание. Не все могут донести до учащихся материал. Как вы поняли, что это ваше?

– Учась на БМТ, я и не думала, что когда-то стану преподавателем. Но после того, как я попробовала вести лабораторные работы – поняла, что это занятие мне по душе. Это было внезапным открытием для самой себя, поэтому я почти не раздумывая пришла на РК-1 и не испытывала дискомфорта от мысли, что кому-то что-то придется объяснять и проводить занятия.

– Что значит для вас работа в МГТУ? Считаете ли вы это делом всей жизни или не хотите на этом останавливаться?

– Сейчас меня все устраивает. Мне сложно представить себя без Университета. Я здесь уже 15 лет с момента поступления, и в какой-то другой сфере себя просто не вижу.

– А не хочется поработать где-то еще?

– Смотря где. Большинство моих однокурсников после защиты дипломов ушли в компании по продаже и обслуживанию медицинской техники. Пару раз я даже съездила на собеседования в подобные места. Но меня совсем не вдохновила перспектива сидеть за компьютером в офисе с 9 до 6, обзванивать каких-то клиентов и рассказывать им о том, какая у нас замечательная техника. Это совсем не мое. Если и пробовать, то явно не в этой сфере.

– Какие качества вы считаете определяющими для преподавателя?

– Пресловутую стрессоустойчивость. И терпение. Чтобы суметь спокойно объяснить студенту один и тот же материал и два, и три, и четыре раза, если необходимо. Важно также стараться не терять чувство новизны восприятия, всегда смотреть на материал глазами студентов – вчерашних школьников, которые в ужасе от объема новой информации и поначалу ничего не понимают. Наша дисциплина в школах сейчас практически не преподается.

Первокурсникам действительно тяжело, поэтому нельзя приходить на занятие и отгораживаться от них словами: «Как можно этого не понимать? Здесь же все очевидно!». Важно ставить себя на место студентов.

_dsc2834

– Идеальный студент для вас – какой он?

– Готовый воспринимать информацию. Желательно без лишней наглости. Конечно, в группах все ребята разные, но работать можно со всеми. Главное понять, что люди из себя представляют. Формат наших занятий позволяет это. Студенты по очереди подходят ко мне со своими чертежами и деталями, и с каждым из них я беседую лично. Сразу видно, что человек понял, а что нет, и как можно мотивировать его на дальнейшую работу.

– Можете дать какие-то советы студентам-бауманцам, в особенности первокурсникам?

– Прозвучит банально, но – не запускать. Не стесняйтесь обращаться за помощью к своему преподавателю. Лучше лишний раз спросить, чем потом не успевать сдать в срок. Несмотря на свою загруженность, преподаватели готовы помогать студентам. Если по дисциплине назначают консультации, ходите на них, задавайте вопросы. Смущаетесь обратиться к преподавателю – просите помощи у более сведущих однокурсников. Как показывает практика, когда студенты что-то объясняют друг другу, понимание приходит быстрее, чем при общении с преподавателем. Не бойтесь выходить к доске. Многие студенты отмечают, что после работы у доски материал становится понятнее и воспринимается легче. Большая проблема первых курсов в том, что они не привыкли планировать свое время. Придя после школы в Университет, они расслабляются из-за отсутствия постоянного контроля. В этот момент важно начать учиться с первых дней.

– Вы ходите на конференции, тренинги, курсы по повышению квалификации?

– На повышение квалификации хожу каждый год в Университете. В Москве много всего, но пока я остановилась на том, что есть в МГТУ. Неоднократно ходила на курсы компьютерной графики. Сейчас я при всем желании не найду времени для получения дополнительных навыков. Но весной планирую походить на педагогику или психологию.

– Какое из ваших достижений вы считаете самым значимым?

– Как раз победу в конкурсе «Лучший преподаватель». Ведь у меня небольшой опыт работы в качестве педагога, и когда я пришла на РК-1 (почти четыре года назад), я не представляла, как буду справляться с занятиями по начертательной геометрии. С того момента, как я изучала этот предмет еще студенткой, прошло около 10 лет, и нужно было восстановить все знания, практически с нуля разобраться в материале. Это была упорная работа, поначалу я готовилась к каждому занятию, переживала, что могу что-то не так объяснить или забыть. Но сейчас все в прошлом, я в полной мере освоила предмет и проведение занятий не вызывает у меня затруднений. Мне уже не нужны конспекты и подсказки, я спокойно могу ответить на все вопросы студентов, и если они не понимают – объяснить еще раз. Очень приятно, что мой профессиональный рост оценили так высоко.
Немаловажно для меня еще и то, что в начале этого года я, по своей инициативе, создала сообщество нашей кафедры ВКонтакте. Я надеюсь, что публикуемые там материалы помогают студентам в учебе. Еще вместе с другими преподавателями мы занимаемся модернизацией нашего сайта – он уже практически готов, сейчас мы наполняем его контентом.

– Кого вы считаете вашим учителем? И в прямом и в переносном смысле.

– В первую очередь я беру пример с моего отца – Александра Горбатовского. Он работает в МГТУ им. Н.Э. Баумана больше 40 лет, преподает на кафедре РК-5 («Прикладная механика»). Видимо, поэтому меня никогда не пугала идея стать педагогом – я выросла в этой среде.
Каждому молодому преподавателю, который приходит работать на кафедру, дают наставника с большим стажем работы. Когда я пришла на РК-1, моим учителем стал заведующий кафедрой Вячеслав Иванович Серегин. Я всегда могла, и сейчас могу, подойти к нему с вопросом, и он всегда подскажет.

– Какие у вас планы на ближайшие пять лет?

– Первоочередной план – дописать диссертацию. Хочу довести дело до конца и получить ученую степень.

– Если бы у вас была такая возможность, как бы вы изменили систему образования?

– Хотелось бы снизить темпы преподавания. Студентам приходится за короткий промежуток времени освоить очень много нового материала. Невозможно усвоить такой огромный объем информации. Выходит так, что мы не успеваем объяснить все, а студенты не успевают в этом разобраться. Если бы была возможность, я бы хотела сбалансировать учебную программу, чтобы улучшить качество знаний.

Беседовала Анастасия Троянова