andrej-arhangelskij

ЦИРК по-баумански: роботы выходят на арену

Без рубрики Автор

Настоящий инженер должен уметь работать руками. А как еще проникнуться инженерным трудом без взаимодействия с настоящей техникой и без решения реальных задач?

В корпусе СМ есть место, где готовы научить всех желающих основам робототехники: Андрей Архангельский окончил кафедру СМ-7 и теперь безвозмездно помогает студентам найти свой путь в инженерном мире. Он называет свой коллектив робототехническим кружком, а себя – руководителем ЦИРКа (Центра инженерного развития кадров), но это не делает несерьезными задачи, которые перед ним стоят. Ребята нацелены развиваться и уже упорно работают над несколькими проектами. Андрей – энтузиаст и альтруист, в отношениях со студентами открыт и, несмотря на разницу в возрасте, просит обращаться к нему на «ты».

Bauman Robotics

– После окончания кафедры СМ-7 в 2001 году я периодически заходил в Университет к своему научному руководителю на чашку чая. Много где поработав, в итоге понял, что техническое направление, а именно – тематика кафедры, мне больше всего по душе. Накопив серьезный инженерный опыт, я решил, что им нужно делиться. А с кем еще, как не с юными бауманцами?

Все началось в марте 2016 года. У меня дома были какие-то железки и платы, лично мне они были не нужны, а вот ребятам могли пригодиться. Некоторые детали стоят по 20 тысяч рублей и дороже, а ведь не каждый студент умеет правильно с ними обращаться, да и вообще редко кто понимает, как с этим работать и где использовать.

Сначала я познакомился с одним студентом, а потом с целой группой. Когда ребят стало много, мы решили создать чат для общения и консультаций. В этом мне помогла студентка нашей кафедры Юля Смирнова, которая на тот момент была участницей проекта «Парус-МГТУ». Получается, что я ее оттуда «увел», она заинтересовалась программированием и микроконтроллерами.

С Александром Поповым у нас тоже получилась интересная история знакомства. Это произошло в 170 км от Москвы, на Иваньковском водохранилище. Там есть место, куда приезжают люди, увлекающиеся парусным видом спорта. Как-то утром я решил прогуляться по берегу и увидел странного человека. По воде шел катамаран, а этот человек испытывал на нем большую солнечную батарею. Я не мог пройти мимо и не расспросить его. Это оказался Александр Попов, мы обменялись контактами. Через какое-то время он написал: «Заезжай ко мне в институт». Я в ответ: «Хорошо, только сначала в свой заеду, а потом уже в твой». Закончил дела на кафедре и пишу: «Давай адрес». Он присылает – «Корпус СМ Бауманского университета».

Оказалось, что мы выпускались примерно в одно и то же время, оканчивали соседние кафедры. Мне понравились и его идеи по поводу паруса, и то, что он занимается с ребятами – помогает им развиваться на реальных проектах. Я решил, что на нашей кафедре нужно сделать что-то похожее. Он познакомил меня с Юлей, она помогла сделать чат, привела ребят-однокурсников, которые были заинтересованы робототехникой.
Начали придумывать название. Первоначально все было довольно серьезно, что-то вроде «СМ-7 Robotics», а я решил внести эпатаж. Забавно при знакомстве с человеком на вопрос о роде деятельности, отвечать, что я – руководитель ЦИРКа (Центра инженерного развития кадров). У студентов сначала было недоумение. Они говорили: раз здесь ЦИРК, то мы клоуны, что ли? Я, конечно, их троллю по-доброму. Визитку надо доработать, чтобы с обратной стороны было что-то более серьезное. А сейчас люди берут ее, читают, улыбаются.


Чтобы стать участником коллектива Bauman Robotics, нужно вступить в группу ВКонтакте и написать Андрею Архангельскому (или кому-либо из администраторов) о том, чем вы хотите заниматься, и договориться о встрече.
В группе можно найти информацию о текущих проектах сообщества и присоединиться к их реализации.


Студенческие годы

Сам я учился довольно посредственно. С первого курса у меня была постоянная подработка, а со второго – мотоцикл, который не давал спать по ночам. Обучение шло не совсем гладко, но были предметы, которые мне очень нравились – электроника и микропроцессорная техника, например. В то время (конец 90-х – начало 2000-х) было непонятно, зачем стране нужны инженеры. Предприятия находились в плачевном состоянии. В выходные я подрабатывал на Митинском радиорынке и получал больше, чем преподаватели за месяц работы. Тогда я не осознавал, зачем нужно учиться. Но со временем понял, что серьезные организации ценят только настоящих специалистов. Моя задача – помочь ребятам определиться с их профессиональной дорогой на ранних стадиях, пока не упущены время, силы и возможности.

Что сейчас

При общении со студентами у меня политика простая: я никого не держу и не связываю никакими обязательствами. Не говорю ребятам, что я в тебя вложился, занимался с тобой совершенно бесплатно, а теперь ты тут сиди, делай, и не вставай пока не закончишь. У меня другие цели, поэтому все свободно.

Бывает и так, что студенты сначала активно помогают развивать проекты, но потом идут своими дорогами. Я совершенно нормально к этому отношусь. У нас в чате больше сотни человек, и со всеми этими ребятами в разные моменты времени я взаимодействовал. Первоначально планировал, что соберу какую-то группу студентов, которые чему-то научатся, подрастут и захотят передать свои знания другим. Но опыт показал, что тем, кто уже чему-то научился, не очень интересно учить остальных – им нужно двигаться дальше, добиваться новых результатов, ставить более глобальные цели. Я абсолютно адекватно это воспринимаю и никого не заставляю заниматься с другими студентами, которые делают первые шаги в этой области. Если возникает желание, то даже после долгого перерыва, ребята вливаются в работу коллектива. Приходят и говорят, что изучили новую тему, предлагают сделать презентацию, снять видеолекцию, модернизировать проект.

По сути, мы даем толчок на начальном этапе развития. Приходит человек без опыта, видит, что есть интересные темы, которые можно изучить и добиться реальных результатов. Многие ребята уже работают в серьезных инженерных организациях, получают хорошую зарплату.
Основной день для встреч и работы у нас – суббота, но я бываю в Университете и в другие дни. К нам можно приходить и заниматься личным проектом, а не только общекомандными задачами. Можно проконсультироваться по своему вопросу, воспользоваться оборудованием, получить техническую поддержку. У нас очень открытый коллектив. Если хочешь что-то сделать, но не знаешь как, то мы поможем, дадим инструменты, книги и место для работы.

Политехника

В этом году на выставке мы представили следящий привод на базе бесколлекторного синхронного двигателя. Из обычного мотора мы соорудили привод, чтобы управление можно было осуществлять не только по скорости, но и по углу поворота. За основу взяли колесо гироскутера, добавили к нему энкодер (датчик угла поворота) и сделали свой драйвер (плату) для управления. Такое устройство позволяет отслеживать текущее положение любой подвижной части робота (руки или ноги) и корректировать ее угловое положение в соответствии с поставленной задачей.

koleso-giroskutera

Первым делом самолеты

Недавно мы познакомились с аэроклубом ВВС в Кубинке. Я собрал группу заинтересованных студентов, и мы отправились на экскурсию в музей аэродрома, а заодно полетать на самолетах. Выбор воздушных судов в клубе большой: можно прокатиться как на «кукурузнике», так и на истребителе. Наша команда полетела на самолете Cessna до парка «Патриот» в Звенигороде. Мы не просто сидели рядом с пилотом, но еще и управляли самолетом, выполняли разные виражи: развороты, пикирование до 45 градусов и горки. Впечатления, конечно, незабываемые. Я за 40 лет впервые полетал в таком формате и получил мощный заряд энергии. Думаю, это будет интересно многим, я планирую еще не раз отвезти ребят на такое мероприятие.

polet-na-samolete

Кубинка тоже заинтересовалась нами и нашими проектами. Мы уже обговорили с ними возможное сотрудничество – хотим создать тренажер для обучения управлению самолетом.


Полетать на самолете в Кубинке может любой желающий. Организовать поездку можно самостоятельно или присоединиться к группе из Bauman Robotics. Для этого нужно написать администраторам группы ВКонтакте и договориться с ними о следующем выезде.
Для полета на самолете плата весьма символическая – от 1000 рублей с человека. Стоимость зависит от выбранной машины и маршрута.
Кроме полетов на самолете, в клубе есть возможность научиться стрелять из пистолета и автомата, представить, что вы водитель танка в реальном бою, со своей пехотой и ВВС, вести тактический бой из укрытия.
Подробная информация и контакты на сайте клуба.


А что потом?

У нас есть план развития – в новом году хотим начать глобальный проект. Это будет что-то масштабное, над чем команда будет работать несколько лет. Скорее всего, шагающий робот или марсоход, где мы сможем использовать наши приводы. Планируем начать проводить мастер-классы по программированию микроконтроллеров.

У меня есть товарищи, которые тоже поддерживают мою инициативу по «внеурочному» обучению студентов. Мы уже устраивали с ними лекции по проектированию печатных плат. Даже сделали видеозапись, чтобы материал был доступен всем. А еще один мой друг читал курс по введению в работу с микроконтроллерами. Мы своим примером показываем ребятам, какими дорогами можно идти.
Очень важно, что заведующий кафедрой положительно относится к нашим начинаниям. Сначала он смотрел на меня с некоторым недоумением: приходит, засиживается допоздна, занимается чем-то непонятным со студентами. Но со временем стали видны результаты нашей работы, и я был рад найти в его лице поддержку, пусть даже и моральную.

Что дальше – тяжело ответить. Конечно, мне бы хотелось преобразовать всю эту деятельность в какую-то коммерческую структуру, поднять ребят до высокого профессионального уровня, найти заказчиков, которые материально поддержали бы работу коллектива, потому что финансирования у нас пока нет. Все материалы для работы я покупаю на свои деньги. Сейчас главное то, что кафедра меня поддерживает. У меня есть инженерная должность с зарплатой, которая никак не соответствует затрачиваемым ресурсам, но вся эта деятельность заряжает меня энергией, я вижу в этом определенные перспективы, возможно туманные, но что-то меня здесь держит.

Анастасия Троянова