5

Миссия Дмитрия Денисова

Наши люди Автор

Дмитрий Денисов, доцент кафедры РЛ-2, стал один из лучших молодых преподавателей вуза в России. Это выяснилось в результате Всероссийского конкурса по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий, проведенного агентством «Росрейтинг» уже в седьмой раз. В нем участвовали 300 человек. Пройти все четыре этапа соревнования и стать победителем было совсем непросто. Тем удивительнее, что наградой стал лишь красочный диплом в красивой рамке, не подкрепленный никакой премией.

Первый, второй, третий и…
Конкурс состоял из четырех этапов. Первый – заочный: на сайт конкурса требовалось отправить аннотацию своей инновационной программы обучения студентов в вузах. Аннотации, которые пришли из 60 регионов России, оценивались компетентным жюри. В его состав входили, в частности, преподаватели кафедры педагогики МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа Денисова набрала максимальное число баллов.
На втором этапе надо было продемонстрировать визитку-самопрезентацию. Здесь он сделал акцент на специфику своей деятельности – тесный контакт с предприятиями оптической промышленности России.

Третий этап – 45-минутный мастер-класс с использованием современных образовательных программ. Просто читать лекцию у доски было невозможно. С неосведомленной аудиторией (там были финансисты, филологи, медики, преподаватели, сами участники конкурса и др.) надо было активно работать, чтобы суметь доступно донести информацию. Сразу же после этого жюри провело диагностику усвоения новых знаний слушателями.
– Я шел на конкурс вслепую. Не знал, какой будет ответная реакция, – рассказывает Дмитрий Геннадьевич. – Однако точно знал, что подход к работе требует творчества и нестандартности. Преподаватель должен быть артистом, зажигающим сердца и глаза студентов новыми знаниями в игровой и активной форме.

3

Начал с вопроса к аудитории: «Что в вашем представлении свет, волна? Не знаете?» Они кивнули. Тогда я предложил представить, что вы держите один конец скакалки, а другой прикреплен к стене. Теперь начинайте поднимать и опускать руку. Все легко представили эту картину, а я смог объяснить, что когда меняется расстояние между гребнями-вершинами, то мы начинаем переходить в другой цвет в спектрально-оптическом диапазоне. И так далее.
О дифракции и интерференции помогли рассказать линзы, призмы, фонарик, лазерная указка. А затем Денисов показал, как отличить СD-диск от DVD, используя эти эффекты: подсветив поверхность диска, сразу можно увидеть различные порядки дифракционного спектра. То есть, изложив теорию, он тут же подкрепил ее практикой.
– В конце занятия я провел тест. Показав эскизы и иллюстрации, спросил: «Какие процессы здесь изображены?». Все ответили правильно.

…четвертый этап
Он был самым интересным и самым сложным. Участникам предложили нестандартные педагогические задачи и дали 15 минут для подготовки их детального решения и полного раскрытия темы.
– Мне выпала тема «Условия мотивации для современных студентов в высшей школе».
Предложенные мною решения имели общий девиз:

«Миссия науки – превращение денег в знания. Миссия бизнеса – превращение знаний в деньги». Иначе говоря, студенты должны учиться для того, чтобы потом свои знания вложить в бизнес, который принесет деньги. Чтобы достичь этого, педагог должен обладать особыми качествами.

Во-первых, компетентностью: знаниями, умениями, преподавательскоим мастерством, способностью донести сложное доступно и ярко.
Во-вторых, нужно умение использовать традиционные и нетрадиционные модели и средства обучения, включая Интернет, обучающие программы.
В-третьих. Преподаватель должен убедить в необходимости знаний, пояснить важность изучения данной дисциплины для практической работы.
В-четвертых, надо дать студентам возможность увидеть, как их знания можно использовать в реальной работе.
И, наконец, как можно чаще проводить конкурсные мероприятия, например, конференции и олимпиады, в которых успешные студенты становятся мотиваторами для отстающих.
Подходы, сформулированные Дмитрием Денисовым, впечатлили жюри. В результате он уступил только профессионалу – представителю кафедры педагогики МГУ.

Что было?
Дмитрий Денисов в 2012–2013 учебном году был лучшим преподавателем в номинации «Качество работы молодых преподавателей». В 2015–2016 – лучшим преподавателем в номинации «Курсовое и дипломное проектирование». В 2013–2016 он был удостоен стипендии Президента Российской Федерации «Молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики».

11

Что дальше?
Конкурсы должны быть не ради конкурсов. Приятно, конечно, что Дмитрий Денисов стал лучшим в стране. А что нового увидят наши студенты после этого конкурса?

– Есть статистика усвоения знаний: лекция – это 10-20 %, практический семинар – около 40 %, практико-ориентированное занятие с демонстрациями – 50-90 % усвоения. Я постараюсь привнести новые – практико-ориентированные – формы обучения. В моем случае это реально – есть лаборатория, есть контакты с профильными предприятиями: АО «Лыткаринский завод оптического стекла» и ПАО «КМЗ». Работа с ними определила и одно из направлений моей научной деятельности – «Разработка высокоточных методов и оптико-электронной аппаратуры для контроля технологических изделий в оптических технологиях», которую активно поддерживает и развивает заведующий кафедрой «Лазерные и оптико-электронные системы», д.т.н. Николай Барышников.

А что уже есть?
В МГТУ Дмитрий Денисов читает три авторских курса. Все они связаны с оптически-техническими технологиями.

– Я подготовил диссертацию в тесном сотрудничестве с оптическими предприятиями. А затем специфику производства потихонечку перенес в учебный процесс, чтобы студенты владели современными знаниями и подходами: как создать изделие, как показать нюансы стекловарения, конструирования приборов. Это особенности моих курсов.


Педагогическое кредо Дмитрия Денисова: 

В работе со студентами быть духовно-нравственной, творческой и социально активной личностью


 
Первый курс – «Методы и приборы контроля качества оптических поверхностей». В нем рассказывается, как разработать методы или аппаратуру, предназначенные для исследования качества различных технологических изделий. Речь идет даже об субнанометровом уровне. Спрос на такие изделия очень высокий.
Второй курс – «Материалы и технологии современной оптотехники» – лекции для магистров кафедры о современном материаловедении, приборах и оптико-электронных системах контроля. Третий – «Оптические материалы и технологии» – классический для бакалавров. В его рамках студенты получают фундаментальные знания в области физико-химических основ производства оптических сред, обучаются правилам конструирования, знакомятся с правилами черчения оптических деталей и т.д. А летом закрепляют эти знания на Лыткаринском заводе в рамках технологического практикума.

Впрочем, ждать лета не обязательно. Мы с Денисовым заходим в лабораторию кафедры, где все сделано его руками – несколько столов, на которых расположены установки и приборы.

– Раньше здесь ничего не было, – говорит Дмитрий Геннадиевич. – Каждый стенд разработан мною совместно с коллегами с ведущих оптических предприятий или привезен с предприятий. Они делятся с нами современной методикой. Студенты изучают ее здесь сразу после теории, которую я им дал в течение семестра. И зачет сдают мне не только по теории, но и проводят эксперимент на стенде. Именно на стенде зачет. Так же происходит защита лабораторных. Это и есть практико-ориентированный подход.

Вот так инициативно, по-инноваторски, работает в нашем вузе победитель Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель – 2018».
Но время не идет, а бежит. Если не бежать вместе с ним и, желательно, даже хоть чуть быстрее, то из «лучшего» можно стать обычным. Это очевидно и для Денисова.

– Планирую поступить на заочное отделение в Московский педагогический госуниверситет, – делится он планами, – на специальность «Педагогика профессионального образования». Мне интересно развиваться в этом направлении.

Неудивительно, что при таком подходе Дмитрий Денисов стал победителем. Участвовал он в конкурсе не ради славы и не ради премии (которой, как ни странно, и не оказалось), а из желания «на других посмотреть, и себя показать» – рассказать о своем опыте и почерпнуть новый. Наградой стало преимущественное право на внесение в книгу почета «Золотые имена высшей школы» и Благодарственное письмо Государственной Думы РФ. Эти три (с учетом Диплома победителя) документа, наверное, украсят одну из стен созданной Денисовым лаборатории.

Елена Емельянова