luchshij-prepod

Лучший преподаватель

Без рубрики Автор
Виктор Леонов – победитель конкурса «Лучший преподаватель» в номинации «Профессиональная ориентация школьников и обеспечение нового набора».

В 2008 году Леонов окончил кафедру СМ-1 «Космические аппараты и ракеты-носители», а в 2011 – аспирантуру ФН-2 «Прикладная математика». Некоторое время работал инженером, а с 2012 года стал преподавать математическое моделирование и тепловые режимы ракет и космических аппаратов старшим курсам факультета СМ. Помимо этого он сотрудничает с Центром довузовской подготовки – рассказывает младшему поколению о космических технологиях, старается заинтересовать ребят инженерным делом.

– У вас есть собственный подход к обучению?

– Я сторонник взаимного общения на занятиях. Считаю, что когда студенты с моей подачи размышляют над вопросом и сами приходят к ответу, материал усваивается лучше.

– Почему после окончания Университета решили остаться здесь? Не пошли, например, в КБ?

– В Университете можно совмещать научно-исследовательскую работу и преподавательскую. В КБ это было бы сложно реализовать. Но в вузе тоже не все устраивает. Хочется больше заниматься реальным делом, а не тратить время на бумажную волокиту.

– Расскажите о вашей работе со школьниками.

– В основном мы работаем со школами Москвы и Московской области. Наша первоочередная задача – заинтересовать ребят, показать, как на практике реализуется теория, которую им сухо преподают в школе. Мы хотим, чтобы им стало понятно, для чего они все это учат и где смогут применить. Еще, конечно, агитируем поступать в наш Университет на факультет СМ. Стараемся убедить их в том, что технические профессии, а особенно те, что связанны с космосом, ракетами и авиацией – самые интересные.

– Можете дать какой-то совет студентам-бауманцам?

– Если хотите, чтобы ваши мечты воплотились в жизнь, то своим делом нужно гореть.

– Считаете ли вы, что техническое образование в наше время необходимо?

– Любое образование необходимо. Просто у каждого человека свои склонности. Мне, например, нравятся точные науки, поэтому я здесь. Безусловно, инженеры нужны. Техника развивается, и в большинстве отраслей науки и промышленности без хорошо подготовленных специалистов не обойтись.

– Вы бы хотели внести какие-то поправки в учебную программу?

– В теоретической базе ничего менять не нужно, у нас очень хорошая фундаментальная подготовка. А вот практическую часть обучения можно было бы модернизировать, осовременить, настроить взаимодействие «вуз – предприятие», как это делают на старших курсах западные университеты. Смысл в том, что группы студентов «затачиваются» под нужды конкретного предприятия, изучают то, что в данный момент актуально на реальном производстве. Уже во время обучения студенты понимают, какие навыки востребованы, какую работу предстоит выполнять, а после получения диплома они могут сразу трудоустроиться. Вот такой связи с промышленностью Университету не хватает.

– На ваш взгляд, возможно ли возродить работу государственных предприятий?

– Этим должно заниматься государство. Наша задача – подготовить ребят для работы. А задача государства – обеспечить молодежь работой, дать перспективы развития. Сюда же относится и материальное обеспечение молодых инженеров, чтобы люди стремились работать в отрасли, могли спокойно жить и создавать семью на свою зарплату.

– Как вы думаете, частные компании развиваются эффективнее, чем государственные?

– Я так не считаю. Частные компании без нормального содействия государства в виде грантов, заказов на изготовление изделий и другого спонсирования не смогут нормально развиваться. Реальное развитие технологий, которое ведется с нуля, требует фундаментальной проработки – а это немалые деньги, которые далеко не всегда есть у частных компаний. Поэтому, без поддержки государства возможно только копирование готовых устройств и их доработка, а не создание принципиально новых вещей.

– Сейчас внимание приковано к Илону Маску и его последним достижениям. Возможно ли у нас реализовать что-то подобное?

–А надо ли нам делать что-то подобное? Тяжелые ракеты у нас были. В будущем, при необходимости, реализовать сможем. Основная проблема государства – отсутствие четкой политики в отношении разработок. Людям нужно точно понимать: что и с какой целью предстоит делать. Если мы ставим перед собой реальную задачу покорять другие планеты – нужно создавать специальную ракету. Делать серийный образец вне задачи – бессмысленно. Вот были задачи под «Протон» – его сделали. Вспомним американский «Сатурн-5». Программу реализовали, а неиспользованные ракеты сейчас лежат в музеях – их больше ни для чего не используют. Нельзя просто так прийти к конструкторам и сказать: «А давайте рассмотрим возможность создания сверхтяжелой ракеты». Это работа в никуда. Нужны конкретные цели, под которые будут разрабатываться и ракеты, и аппараты, и устройства и т. д.

–У российского космоса есть будущее? Что нужно сделать уже сейчас, чтобы возродить времена Королёва и других титанов науки?

– Будущее у российской космонавтики есть, потому что космическая отрасль – неотъемлемая часть развития человечества. Нужна четкая позиция государства и ответственные люди у власти, которые будут честно выполнять свою работу, следить за развитием отрасли. А мы, в свою очередь, постараемся подготовить достойную смену инженеров.

Беседовала Анастасия Троянова