luchshij-prepodavatel-lazarev

Экзамен для преподавателей: у МГТУ «отл.»

Без рубрики Автор

Доцент кафедры РЛ-2 Владимир Лазарев вскоре отправится на отдых в Болгарию. Это известие не заслуживало бы никакого внимания, если бы не одно обстоятельство: путевка – это приз за победу в конкурсе «Молодой преподаватель вуза Москвы – 2017».

Домашний этап

Впервые такой конкурс был проведен в прошлом году. Цели его очень достойные – повышение значимости и престижа профессии преподавателя вуза, выявление и поддержка талантливых, работающих творчески преподавателей, пропаганда передового педагогического опыта работы.

– Совершенно неожиданно, – рассказывает председатель учебно-научной комиссии Профкома работников МГТУ им. Н.Э. Баумана Ирина Назарова, – в конце ноября, то есть в самое напряженное учебное время, было объявлено, что конкурс состоится и в этом году. Хотя изначально планировалось проводить его раз в два года.

Приказом ректора была создана комиссия, отвечающая за подготовку и проведения отборочного университетского этапа и организационную и методическую поддержку победителей, вышедших в финал. Профком немедленно разослал эту информацию по подразделениям, и вскоре 20 кандидатов, готовых защищать честь родного Университета, встретились на первом организационном собрании, чтобы познакомиться с условиями конкурса. Пригласили и победительницу прошлого года в номинации «Творчество в моей профессии» Елизавету Тихомирову (доцент ИУ-3). Поделившись своим опытом, она постаралась развеять все страхи новичков и посоветовала просто «настроиться и победить».

Как говорится, процесс пошел. Сначала каждый участник должен был выбрать время и место для телесъемки тех своих занятий (лекция, лабораторная работа, семинар), на которых он может продемонстрировать свои лучшие педагогические достижения. Это оказалось не всем по силам – из 20 кандидатов на участие в конкурсе согласилась только дюжина, а из нее до проведения съемок дошли лишь восемь человек, представлявших факультеты МТ, ИУ, РЛ, ФСГН, СМ.

После просмотра видеовизиток конкурсная комиссия Университета определила тех, кто занял соответственно первое, второе и третье места: Владимир Лазарев (РЛ-2), Наталья Володина

(СГН-1), Юлия Баданина (СМ-12).

Второе испытание

Теперь всех восьмерых участников конкурса ждал второй этап – написание эссе на тему «Профсоюз в высшем образовании: перспективы и проблемы».

– Тема непростая даже для людей, долгое время работающих в вузовском профсоюзе, – говорит Ирина Назарова, – потому что проблем сегодня много, а их решения в условиях кризисного состояния как общества в целом, так и института образования, не лежат на поверхности. Для молодых людей, которые этими вопросами никогда не занимались – задача сложная вдвойне. Но некоторые из них поработали весьма добросовестно. Наталья Володина, доцент кафедры СГН-1, даже поработал в диссертационном зале Библиотеки имени Ленина, чтобы познакомиться с материалами по профсоюзному движению. В итоге – заслуженное первое место в конкурсной номинации «Лучшее эссе».

Возвращаясь к первому этапу конкурса, отметим удивительное совпадение – наши победители, продемонстрировавшие высокий уровень педагогического мастерства, стали лучшими и в жанре эссе.

На чужом поле

Если предыдущие испытания можно назвать «домашним этапом», то финальное состязание с участием представителей других вузов проводит и оценивает Оргкомитет конкурса, а не вузовское жюри.

В полуфинал Университет мог выдвинуть только двоих участников. Ими стали Лазарев и Володина.

Члены экспертного совета представляют в Оргкомитет конкурса заключения на присланные материалы конкурсантов (анкета, включающая обязательный пункт о публикационной активности; эссе; видеозапись занятий). Конкурсанты, набравшие наибольшее количество баллов по результатам первого тура, объявляются Оргкомитетом финалистами конкурса и допускаются к участию в финале. В этом году среди восьми финалистов оказался и наш Владимир Лазарев.

– После получения этого приятного известия, – рассказывает Ирина Назарова. – началась напряженная и интересная работа по подготовке к финалу. Володе нужно было представить в любом формате свое видение учебной работы в рамках новых образовательных технологий и выполнить творческое задание – показать свои увлечения и их реализацию в жизни. Каждое представление должно длиться не более пяти минут.

Уместить в пятиминутный ролик все таланты Лазарева оказалось сложно, но возможно, благодаря профессиональной работе телестудии Университета, подсказкам и оригинальным идеям работников Профкома, и, конечно же разносторонности интересов и умению работать в команде самого финалиста.

Инновационные образовательные технологии Володя связал с теми возможностями, которые открыл для него НОЦ «Фотоника и ИК-техника». Перспективы, поистине огромные с такими лабораториями и с таким современным оборудованием. Но, главное, с таким амбициозным и увлеченным коллективом. Директор этого центра и любимый учитель нашего победителя, Валерий Карасик, считает, что за пять лет здесь можно подготовить специалиста мирового уровня. Члены жюри городского конкурса в этом тоже смогли убедиться.

Владимир человек разносторонне увлеченный: авторские экскурсии в театр, музыка, спорт. А одно из последних увлечений – правополушарное рисование, где он демонстрирует еще одну грань своей творческой натуры. Результат этого эмоционального раскрепощения оказался феноменальным.

– Может быть, мое понимание образования несколько старомодно, – сказал Лазарев перед показом творческого ролика, – но я считаю, что вуз должен не только давать знания, но и воспитывать. Мое увлечение театром привело к рождению авторских экскурсий, которые я провожу для студентов, а сегодня в них сможете принять участие и вы, зрители.

– После показа ролика Владимир вышел на сцену и, читая стихи, подбросил свои рисунки, которые, подобно птицам, стали разлетаться по залу, – рассказывает Назарова. – Это было очень красиво и эффектно. Аплодисменты не заставили себя долго ждать. Я считаю победу Лазарева заслуженной. «Высота» взята. Место – первое! Награда – семейная путевка в Болгарию.

Польза, кроме победы

– Такого рода конкурсы проходят не зря, – утверждает Ирина Радиевна. – Интересно и полезно оценить свой уровень, увидеть недостатки. А они есть. Например, написание эссе для большинства участников оказалось очень сложным заданием. Проведение занятий тоже далеко от совершенства, есть над чем поработать и в методическом, и в содержательном плане. Например, при использовании презентации нельзя забывать о «живых» формах коммуникации. Видеоматериалы эти недостатки хорошо отражают. Одним словом, конкурс – дело стоящее, уроки извлечь можно. В этом году наш Университет задал высокую планку, и очень не хочется ее снижать.

Елена Емельянова