Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

Команда МГТУ им. Н.Э. Баумана: Мария Горяева (Э7-62), Леонид Гумиров (АК2-61), Алим Жашуев (капитан команды, АК2-61), Денис Ильин (АК1-61), Амирам Мирзаев (АК2-61), Андрей Шумейко (Э8-61), Павел Орлов (АК1-61), Игорь Полубарьев (АК2-61), Евгений Салиев (АК1-61), Николай Тютюнник (АК1-61).

100 килограммов наглядных пособий

Учёба Автор

На всероссийской олимпиаде «Детали машин и основы конструирования» команда нашего Университета завоевала первое место, а Леонид Гумиров (АК2-61) – второе в личном зачете. Сильных конкурентов было много. Достаточно назвать, например, СПбГУ, МАДИ, МГТУ «Станкин», МИСиС, Московский политех. Победоносную команду нашего Университета готовили доценты РК-3 («Основы конструирования машин») Валерий Кириловский и Юрий Белоусов. О секретах своей работы Валерий Кириловский рассказал корреспонденту «Бауманца» Елене Емельяновой.

Команда бауманцев три года подряд участвовала в Московских региональных олимпиадах по деталям машин и основам конструирования и трижды занимала первое командное место. В прошлом году впервые приняла участие во Всесоюзной олимпиаде и тоже стала первой в командном зачете.

– Мы с Юрием Белоусовым готовили ребят, – говорит Валерий Кириловский. – Основу команды составили студенты АКФ – факультета, где я работаю.

– Как готовили команду? «Набивали руку», решая множество задач?

– Таким способом можно только «натаскать», но не научить: чуть изменится условие задачи – и конец. А я хочу пробудить в студентах интерес к самостоятельному познанию и поиску истины. Аэрокосмический факультет, я считаю, – особенный. Прагматиков среди наших студентов нет – одни романтики. Полученную здесь специальность коммерциализировать трудно – ни продаж, ни автосервисов, ни дилерских центров. Аэрокосмическая область – самая передовая, она насыщена высокой наукой, и к нам идут люди с нематериальными запросами.

– Чем же так хороши ваши студенты?

– Если коротко, то искренним интересом к учебе. У наших студентов есть публикации в научных изданиях, многие занимаются передовой высокой наукой, много лауреатов стипендий президента, правительства России, Министерства образования и науки, Ученого совета МГТУ им. Н.Э. Баумана, отраслевого предприятия. Факультет у нас маленький – все всех знают. Например, я и лекции читаю, и провожу лабораторные работы, и веду семинары, и курсовые. Мы и вне занятий всюду вместе – на переменах в коридоре, в столовой… В первый же день занятий я даю студентам свою почту, телефон. Общаемся мы очень плотно: советуемся, обсуждаем, решаем.

Я хочу студентов не просто учить, а научить понимать, не просто смотреть, а видеть. Прошу: «Смотрите внимательно вокруг. Видите необычное инженерное сооружение – сфотографируйте! Разберем». И присылают. Вот живой пример. Все видели огромные рекламные щиты, установленные на одной колонне. Эти колонны обычно опирают на фундаментную плиту и закрепляют болтами. А у некоторых колонн фундаментная плита заменена фланцем, расположенным на высоте 500-600 миллиметров над фундаментом, и на этой высоте закреплена к нему длинными болтами. Мои ребята обратили на это внимание. Я им не сразу дал ответ – «подстегивал» интерес, чтобы сами поняли, почему так. Было много неправильных идей, пока мы не провели одну лабораторную работу. И они все поняли. А если бы я им все «разжевал», то извилинами они бы не поработали,  только запомнили бы готовый ответ. Это неэффективно и вообще недопустимо для настоящего инженера.

Наверное, именно поэтому студенты Кириловского называют ДМ – «дисциплина про жизнь». Этот девиз стал для них почти заклинанием. Састо можно услышать подобные диалоги: «Про что ты курсовой делаешь?» – «Про жизнь».

– Девиз «Про жизнь» не является нашим ноу-хау. Он носит всеобщий характер и подходит всем кафедрам Университета.

– Такой подход к работе, видимо, отнимает у вас много времени и сил?

– Вовсе нет. Для меня моя работа – это удовольствие. Я проработал на промышленном предприятии более 10 лет. Был начальником КБ. Теперь обучаю ребят конструированию – тому, что мне близко, что я люблю и знаю.

– Готовите ребят для работы в отрасли, а сами ушли из нее?

– Я ушел потому, что, как мне казалось в то время, перерос производство – там уже не было интересных для меня задач. А здесь – очень интересно. Я счастлив, когда удается зажечь ребят, пробудить в них интерес к научному поиску и даже к опровержению устоявшихся истин. Вот яркий пример. Все знают, что такое подшипники и для чего они нужны. А мы со студентами поняли, что они работают не совсем так, как написано в учебниках. Оказывается, они нагружены в большей степени, чем предполагалось, и поэтому могут быстрее выходить из строя. Самому не верится, что все видели, но никто не заметил. А от подшипников зависит очень многое. Мы со студентами в качестве научной работы изучаем аспекты этой проблемы. Убедить научно-техническую общественность принять кардинальное новшество – трудная задача. Мы решаем и ее – в этом году у нас будет доклад по особенностям работы некоторых типов подшипников.

Доклады на студенческих научных конференциях, которые проходят на Аэро-космическом факультете, Кириловский называет фантастическими, утверждая, что «некоторые выступления по своему уровню похожи на защиту кандидатской диссертации». При этом все они – реальные, все связаны с производством. А чтобы студенты не по картинкам знали детали, узлы, агрегаты, Валерий Владимирович «вживую» приносит их на занятия.

– Я стал собирать элементы конструкций, детали для наглядных пособий. Одно дело объяснять «на пальцах», а другое – показать, как это выглядит и работает на самом деле. Сейчас «экспонатов» так много, что мне трудно зайти в свой кабинет. Все разложено по темам. Каждая лекция сопровождается показом реальных узлов и деталей. Хорошо, что аудитория находится через узкий коридор от кабинета: на занятие могу принести сколько угодно «железа», хоть 100 килограммов. Когда студенты видят его, у них появляется огромный интерес. После лекции из аудитории не выйдешь – тысячи вопросов. Весь перерыв рассматривают, расспрашивают, фотографируют, чтобы поговорить об этом и дома. Они гордятся, что научились разбираться в предмете и хотят похвастать своими знаниями перед родителями.

Такой интерес к решению новых задач, к настоящему научному поиску, желание найти наилучший вариант и доказать, что ты лучший, побуждает ребят к участию в олимпиадах. Никого не надо заманивать обещанием бонусного балла на экзамене. Желающих так много, что приходится их отсеивать, отбирая самых-самых.

– Эта задача посложнее, чем инженерная. Но в команду и на следующую олимпиаду будут включены только лучшие из лучших, – говорит Валерий Владимирович.

 

Елена Емельянова

 

 

Последнее в разделе Учёба

Вернуться Наверх