Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

chernaya

С победой из Мадрида

Учёба Автор

Четверка студентов факультета МТ (Александр Лушников, Алексей Смирнов, Максим Ижутов, Роман Нуднов) заняла третье место на Международной олимпиаде по ТММ в Испании. «Это успех или проигрыш?», – спросила Елена Емельянова у тренера команды, доцента кафедры РК-2 Людмилы Черной.

Людмила Александровна, задумавшись, ответила: «Безусловно – это успех. Хотя, мне кажется, мои мальчишки могли выступить лучше. Занять более высокое место им помешало, во-первых, отсутствие опыта участия в международных соревнованиях. Во-вторых, оставляя какой-то материал «на потом», не все успели повторить. И, наконец, наши студенты принимали участие в олимпиаде по ТММ всего во второй раз. Первой для бауманцев стала Всероссийская олимпиада, прошедшая в минувшем октябре на базе Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова. Там мы сразу заняли первое командное место».

– Как проходила олимпиада в Испании?

Испанцы завоевали на ней первое место, что совсем не удивительно. Они как хозяева готовили комплект задач. Он оказался несколько иным, чем тот, который был в прошлом году на олимпиаде в Ижевске, а в 2013 году в Китае. Мы же ориентировались на задания и тех олимпиад, и на сборник задач с решениями по теории машин и механизмов, изданный ижевцами. Например, Александр Лушников (МТ1-71), который занял в Ижевске первое место, сказал мне, что не будет повторять геометрию зацеплений, потому что и задач по этой теме мало, да и баллов они приносят не очень много. Он больше внимания уделил задачам по кинематике и динамике. В Испании же получилось наоборот – самые «весомые» задачи (в смысле возможности заработать баллы) были как раз по геометрии. А наши участники-четверокурсники уже успели подзабыть ее. Но со всеми остальными задачами они справились хорошо. Первое место испанцев, конечно, объективно. Я не говорю, что они были знакомы с заданием – нет! Но они знали, каким темам надо уделить больше внимания. Это уже полдела, ведь предупрежден – значит вооружен. Второе место у китайцев. Это удивительные студенты. Везде, где мы их видели, они сидели с блокнотами, учебниками и все время что-то записывали, решали, повторяли. Да и олимпиадный опыт у них большой.

– А в самой организации олимпиады были изменения?

– Да. Вместо 10 задач, предлагаемых на прошлых олимпиадах, в Мадриде было вдвое меньше – пять. И все пять были довольно объемными – задача вроде бы и одна, но в ней много вопросов, и ответить нужно на каждый. Кроме того, на предыдущих подобных соревнованиях в состав жюри входили руководители студенческих команд, прибывших на олимпиаду. После объявления предварительных результатов начинала работать апелляционная комиссия. В Мадриде же работы проверяли только испанцы, а время на апелляцию даже не было предусмотрено.

– Для чего вообще, по вашему, нужны международные олимпиады?

– Участие в них позволяет оценить свой уровень знаний, увидеть свои достоинства и недоработки. Сейчас, когда сокращены лекционные курсы и практические занятия, подготовка к олимпиаде заставляет студентов работать самостоятельно, развивает вкус к творческой деятельности, формирует инженерное мышление. Олимпиада показала, что кроме классических методик решения задач по ТММ, студентам требуются и аналитические методы. Даже на вузовской олимпиаде студенты, которые не владеют этим аппаратом, получили низкие баллы. Третье место в Испании – еще один довод в его пользу. К тому же на олимпиадах ребята учатся общаться. Технический английский у них на хорошем уровне, а вот разговорный – бедный.

Среди всего прочего, олимпиада – это еще и просто путешествие. Для двоих наших студентов это была первая поездка за границу. Наш отель располагался в пригороде, но в центр мы выбирались. На метро минут 40. Накануне вылета в Москву побывали в музее Прадо. Ребята быстро пробежали мимо картин Дюрера, Рафаэля, Тициана, Гойи, заинтересовались картинами Эль Греко и надолго задержались у триптиха Босха «Сад земных наслаждений».

Организаторы олимпиады провели экскурсию на Otis Elevator Company – одну из старейших и крупнейших компаний-производителей эскалаторов, лифтов, траволаторов. студенты узнали, что оборудование фирмы установлено во многих высотных зданиях мира, наблюдали работу конструкторов, в цехах увидели мало рабочих, но много умных автоматов. Вернувшись, сказали, что экскурсия была интересной и полезной.

– Международным олимпиадам по ТММ, как говорится, «без году неделя». А по многим другим инженерным дисциплинам – физике, математике, сопромату и другим – десятилетия. Может быть, это не случайно? Насколько нужен предмет ТММ?

– Физика, математика – это не инженерные дисциплины, это фундаментальные науки. Не удивительно, что по ним давно проводят олимпиады. ТММ – прикладная наука. Она возникла для решения исследовательских задач при проектировании, изготовлении, испытании машин. Любая конструкция начинается с исследования. Чтобы сделать машину, ее со всех сторон надо «просчитать». Совершенствуются машины, совершенствуется и наша наука. Сегодня без инновационных методов в исследовании, без использования компьютерных графических пакетов трудно представить проектирование. Студенческий курсовой проект включает в себя и исследовательскую, и конструкторскую части, что позволяет ребятам продемонстрировать знания и умения, приобретенные на предыдущих курсах.

– Как подбирали студентов в команду?

– В сентябре 2015 года мы провели вузовскую олимпиаду. Из 42 ее участников для мадридской олимпиады отобрали четверых. Но вот уж эти ребята – удивительные: энтузиасты, умницы, интеллигенты. И результат олимпиады в Испании показал, что выбор был сделан правильный.

 

Елена Емельянова

Последнее в разделе Учёба

Вернуться Наверх