Не совершенствование машин, а деградация людей

Без рубрики/Статьи Автор

Именно в этом видит главную проблему интернета Эндрю Кин – известный писатель, журналист, изобретатель – презентация книги которого «Ничего личного» состоялась в МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Кин прилетел в Москву лишь на один день. Главный пункт его программы – выступление в нашем университете.

– Перевод названия книги, – начал ее автор, – удивительно отражает менталитет народа. Мне нравится перевод на русский. В русском смысл названия получается таким: речь идет о бизнесе, хотя известно и «личное» каждого пользователя. Эндрю Кин подробно рассказал о своей книге, в которой воссоздана история интернета, а также показана его технологическая и экономическая сущность.

Вкратце содержание книги можно пересказать так. Падение берлинской стены в 1989-м – это не только примирение СССР и Запада, но и создание всемирной паутины. Создатели рассчитывали, что интернет принесет большую свободу обществу и многие другие блага. Так и было поначалу. Первый период существования интернета – свободное использование и отсутствие коммерциализации. Затем ситуация меняется. «Святой Грааль» был «осквернен», когда изобрели «Гугл». До него поисковики служили библиотекой. В 2003-м Гугл стал собирать персональные данные, поняв, что такие данные – ценный актив, особенно для рекламодателей. «Знать пользователя лучше, чем он знает себя сам», – стало девизом поисковика.

Горстка крупных корпораций стала монетизировать интернет. Корпорации, работающие с личными данными, сегодня стоят миллиарды. Например, Фейсбук: штат у них 50-60 человек, а капитализация – триллион рублей. Технологии заменяют людей.

Сейчас все упростилось: пластиковые карты позволяют фиксировать расходы, мобильные телефоны – контакты, социальные сети – привязанности, увлечения, взгляды, видеокамеры – перемещения. Вся наша жизнь под «цифровым колпаком».

Нарисованная картина – не самая радужная. Есть ли выход?

– Есть, – говорит Кин. – Выход – в регулировании информационных корпораций на уровне законодательства. Для этого необходимо политическое решение. Как в прошлом веке, когда произошла индустриальная революция – было введено, например, регулирование использования детского труда.

ТВ и интернет – как наркотики. «Гугл» искажает наш мир и наше восприятие информации, влияет на наши действия. Если не научиться контролировать эти средства, нас ждут большие проблемы. Но как контролировать, если гаджеты есть даже у детей?

– Это зависит только от нас, – считает Кин. – Мы пока умнее машин. Поэтому самая популярная школа в Кремниевой долине та, в которой дети не сидят за компьютером. Сам Джобс не разрешал своим детям ежеминутно пользоваться гаджетами. Я за такое образование, где дети не будут зависеть от технологий. Но не надо детей изолировать от них. Их надо учить пользоваться интернетом. Присутствие в нем требует самоконтроля.

Отвечая на вопросы из зала, гость высказал свое мнение о влиянии технологий на интеллект человека.

– Уже есть самообучающиеся ПК. Мы стоим на пороге, когда техника станет умнее нас. Вопрос времени, когда она сможет прогнозировать последствия действий и воспроизводить сама себя. В этом случае человек станет рабом машины. Задача человека выяснить, что должны делать мы, а что лучше передать машине. Боюсь, что угроза порабощения машинами всего через 50 лет станет вполне реальной. Проблема не в совершенствовании машин, а в деградации людей.

 

Елена Емельянова