logotip-lesteh-70-let

Марсианский ландшафт

Без рубрики Автор

Наш Университет давно ведет работы, связанные с созданием ракетной техники и освоением космоса. О достигнутых здесь успехах хорошо известно – о них и сказано, и написано очень много. Возможно, недалек тот день, когда, как поется в песне, «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы». Впрочем, судя по фотографиям, например, Луны или Марса, следы эти останутся, по сути, в пустыне: скучный плоский ландшафт без деревьев, хотя романтикам мечталось, что «на Марсе будут яблони цвести».
Наверное, теперь и те, кто недоумевал по поводу присоединения к МГТУ мытищинского Лестеха, поняли глубину этого замысла – кому, как не ученым Мытищинского филиала Университета, создавать ландшафты не только на Земле, но и на других планетах.

За последние 400 лет российская система подготовки специалистов в области садово-паркового строительства и ландшафтной архитектуры прошла сложный и интересный путь развития от крепостных крестьян-садоводов до современных ландшафтных архитекторов.

Ландшафтная архитектура – организация открытых пространств в городе и управление природными ландшафтами – давно стала частью жизни современного общества. Впервые эта область науки и профессиональной практики была названа так американским архитектором-урбанистом Фредериком Олмстетом в 1863 году. Фактически это можно считать переходом от декоративного садоводства к работе по формированию ландшафта с учетом потребностей человека. На протяжении последующих десятилетий ландшафтную архитектуру как самостоятельную область знаний и умений, формирующую новую профессию, приняли во всем мире.


Начало XVIII века связано с преобразованиями Петра I, которые в значительной мере повлияли и на развитие садово-паркового искусства. Строительство парадных резиденций и усадеб получило большое распространение, где к русским традициям садоводства добавились достижения западноевропейской культуры.


Началом высшего профессионального образования в области ландшафтной архитектуры в нашей стране можно считать решение Пленума Совета народных комиссаров и ЦК ВКП (б) по вопросам градостроительства о создании специальности инженера зеленого строительства от 31 марта 1931 года. Новая специальность не сразу нашла свое место в системе образования.

Через год после открытия осенью 1931 года в Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, ее передали Московскому институту коммунального хозяйства. В январе 1933 года – в Институт инженеров коммунального строительства. С 1 сентября 1933 года отделение полностью было переведено в Лесотехническую академию (Ленинград).

После Второй мировой войны стране как никогда были нужны специалисты, способные восстановить разрушенный войной городской ландшафт, парковые ансамбли. Первые «зеленые» факультеты были открыты в Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова (1945 г.) с приемом 50 человек и Московском лесотехническом институте (1948 г.) с приемом 30 человек. Эти два факультета должны были готовить специалистов для всего Советского союза.

Укрупнение специальностей привело к тому, что в марте 1955 года факультеты были закрыты.
Несмотря на это, кафедра садово-паркового строительства продолжала свою работу в стенах Московского лесотехнического института, совершенствуя систему подготовки инженеров по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Годы борьбы за профессию в 2000-м привели к возобновлению работы первого в стране факультета ландшафтной архитектуры в Московском государственном университете леса.

В начале XXI в. произошли изменения в российском законодательстве, которые закрепили профессию юридически. В 2002 году Министерством труда и социального развития России должность «Ландшафтный архитектор» была включена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. В 2009 году «Ландшафтная архитектура» включена в Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, как отдельное направление подготовки, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр».

В мировой практике ландшафтная архитектура теснейшим образом связана с экономикой, производственной сферой и общекультурными ценностями государства.

Ландшафтная архитектура в России – это современная активно развивающаяся индустрия, включающая в себя различные виды деятельности. Она нуждается в полноценных профессиональных кадрах.
Для развития образования высокого качества необходимо было обобщить весь имеющийся опыт и проанализировать учебные программы ведущих университетов мира с учетом требований к профессии Международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA).

Программа подготовки включает архитектурную и компьютерную графику, композицию и рисунок, а также блок биологических и естественнонаучных дисциплин: почвоведение, ботаника, декоративная дендрология, физиология растений. Студенты изучают ландшафтное искусство, ландшафтное проектирование, градостроительство с основами архитектуры, декоративное растениеводство, дизайн малого сада, цветочное оформление объектов ландшафтной архитектуры. Инженерная компетенция базируется на изучении геодезии, строительного дела, гидроинжиниринга, технологии строительства и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры.


В США профессия «ландшафтный архитектор» вошла в 50 лучших профессий 2010 года и имеет большие шансы на развитие в ближайшие 10 лет.


Темы выпускных квалификационных работ связаны с проектированием садов, парков, скверов, бульваров, организацией работ по благоустройству и озеленению территорий, проектированием работы питомников и цветочных хозяйств.

Ландшафтный архитектор – это специалист широкого профиля, способный органично вписаться в современный рынок труда и решать актуальные задачи в ответ на вызовы динамичной отрасли ландшафтной индустрии.
Образовательные программы двухуровневой системы высшего образования дают возможность бакалавру ландшафтной архитектуры продолжить свое обучение в магистратуре иностранных университетов.

Вера Фролова, заведующая кафедрой ЛТ-6
«Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство»