_DSC7796

«Кровопийца»

Наши люди Автор

Шесть лет назад, заканчивая интервью с Александром Мандриком (к.т.н., доцент кафедры «Литейные технологии»), ставшим победителем в номинации «Лучший куратор», я задала вопрос: «Будете еще набирать курс?»

– Хотелось бы, – ответил куратор. – Но – если буду чувствовать себя хорошо. Студенты должны видеть меня сильным, бодрым, никогда не унывающим.

Сегодня Александру Александровичу – 75. И он, впрямь – сильный, бодрый, не унывающий. Ну, а кроме того, по-прежнему ищущий и находящий общий язык с молодежью, которую хоть и называет иронично «кнопочниками», но любит и умеет ей помочь. Арсенал его средств воздействия на «проблемных» студентов продолжает расширяться и оказывается очень действенным, хотя ничем и не напоминает «кнут».

 – С чего обычно начинается ваше знакомство с подопечными?

– Первая и главная задача – объяснить первокурсникам, что в МГТУ выживает только тот, кто научится работать по учебному плану. Заявляю это ответственно, поскольку сам это прошел – отличником не был, но старался все сдавать досрочно. Учиться четко по учебному плану намного выгоднее, удобнее и престижнее. Ты на хорошем счету у преподавателей, намного меньше тратишь сил, поскольку не приходится перенапрягаться, у тебя остается больше свободного времени: на кино, на спорт, на работу, на девушек. Все это я стараюсь донести до студентов на первом организационном собрании.

– О ЕГЭ говорят и спорят, не переставая. Непрерывно совершенствуют и модернизируют правила, ужесточают наказания. Стабильным остается только одно – низкий уровень подготовки абитуриентов. Непросто им приходится на студенческой скамье?

– Контингент студентов очень изменился. Я их называю «кнопочники». Судите сами, пять лет назад я, как куратор, принял группу из 31 человека. Сейчас осталось 15 . Из них 11-12 те, кто с первого курса, а остальные – «академики». В прошлом семестре на 4 курсе столкнулся с очевидным-невероятным – не знают, что такое пропорция. В другой раз я нарисовал окружность и спросил студентов: «Как найти ее центр?». Никто сразу решить не смог. А там всего-то и надо, что провести две хорды, разделить пополам и построить перпендикуляры – пересечение и есть центр. Не знают геометрии. Я веду у четверокурсников проекты по литейной оснастке и раз за разом убеждаюсь – черчение, детали машин и математику знают все хуже, хуже и хуже.

– Примеры разительные. А в чем причина? Кто виноват? и что делать?

– Причина – школа. Точнее – ЕГЭ. Получая контингент без нашего вступительного контроля, мы получаем «кота в мешке».

– Какой должен быть контроль?

– Старый, проверенный, «дедовский» – экзамен. Убежден – при поступлении только по ЕГЭ, без нашего внутреннего контроля, бауманский университет сойдет до уровня рядового вуза. Получив слабо подготовленных студентов, общеобразовательные кафедры бьются, чтобы хоть как-то подтянуть их, ликвидировать пробелы. Если не удается – отчисляют. Для оставшихся наступает новый этап – выпускающая кафедра. Здесь тоже все сложно. Если лет 15 назад на консультацию по проектированию на среднего студента уходило минут 15-20, то теперь надо потратить колоссальное количество времени, абсолютно не соответствующее тому, что пишут в наших учебных планах.

– Но они хотят учиться? Может? просто что-то мешает?

– Конечно, хотят все. И многие – даже могут, но не умеют. Им нужна помощь. Вот пример. Приходит маменька – плачет: «Вы отчисляете ребенка, а он у меня и ночами занимается, и от компьютера не отходит». А я ей говорю, что на первом курсе ему нужны тетрадка и ручка, а не компьютер.

И другой случай. Студент просит не отчислять его и божится, что за неделю войдет в график. Соглашаюсь, но с категоричным условием – выключить интернет и включить блокировку на телефоне. Через неделю я увидел сдвиги и понял, что удержится. Я провел такой эксперимент еще с двумя студентами. И оба сознались: «Сан Саныч, сколько же времени появилось для учебы!!!»

– А что еще изменилось в студентах?

– Одновременно с уровнем образования упал и культурный уровень. Я веду студентов с 1-го по 6-й курс. В сентябре встречаюсь с поступившими школьниками. Рассказываю, как выжить в МГТУ. Что можно и что нельзя. Специально строю беседу так, чтобы прозвучал вопрос: «Вы говорите, что это делать нельзя, а если сделать?». Отвечаю: «Конечно, можно сделать. Только – деньги вечером, а стулья – утром». «А наоборот можно?». «Можно. Только деньги – вперед». И слежу за лицами. В последний раз смеялись всего четыре девочки. Другие не знают, откуда эти слова.

Это был пример о книгах, но они теперь другие. Ребята могут, в конце концов, и не знать. Но нормы морали-то – прежние. Вот кто-то написал на доске грязные слова о девушке. Случилось это у молодого преподавателя. Приходит он ко мне и спрашивает: «Что делать?». «Пригласи меня на смотр». Так и поступили. Я сказал: «Мы не будем искать, кто это сделал. Но этот человек сам публично сознался, что его отвергли. А если подобное повторится, то дойду до ректора и отчислю». И все восприняли это с пониманием.

– Есть выражение: «Учитель, воспитай ученика». Может, дело и в учителях?

– Здесь все не так трагично, но проблемы есть. Я честно обрадовался, когда подняли зарплату молодым. Хочется, чтобы молодые, приходя сюда, получали достойные деньги.

– Вы учите студентов и общаетесь с ними уже 47 лет. Не надоело?

– Что вы! Это интересно! Я люблю работать с молодежью. Когда ухожу на работу, то шучу с женой: «Пойду посмотреть на молодых девушек». А она мне и не возражает. Говорит: «Иди, пей кровь молодую».

Беседовала Елена Емельянова