Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

_DSC3935

Широко шагает «Шаг»

Без рубрики Автор

Известная схема «школа – вуз» – никогда не функционировала безупречно. Недаром Аркадий Райкин в своей эстрадной миниатюре, обращаясь к первокурсникам, говорил: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Так происходило, видимо, потому, что в схеме не хватало какого-то важного звена. И вот оно найдено: им стал «Шаг в будущее», отметивший в этом году свое 25-летие.

Александр Карпов, председатель Центрального совета Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», на открытии ее юбилейного форума сказал: «Никто кроме нас не смог сделать это!»

«Шаг…» позволил сформировать недостающее звено в системе российского образования «школа – вуз», превратив ее в триаду «школа – наука – вуз».

Кеннеди завидовал и боялся

«Исход битвы, которую мы ведем с Советским Союзом, будет решен в школьных классах Америки», – заявил Кеннеди, впечатленный запущенным нашей страной первым в мире искусственным спутником Земли.

Ему вторил отец американской атомной подводной лодки адмирал Риковер: «Серьезная опасность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования».

– Однако время шло, и многое изменилось, – говорит Александр Карпов. – В 1980 годах положение в нашем образовании было крайне неудовлетворительным. Плохо подготовленные школьники приходили в вузы, а затем и в жизнь. Нужно было действовать.

Первые 72 человека

– 25 лет назад, в 1991 году, время было тяжелое, – вспоминает Александр Олегович. – Много безработных взрослых, много бездомных детей, молодежь ориентируется не на вуз, а на коммерцию. МГТУ никогда не страдал от отсутствия абитуриентов. Вопрос был в их качестве. Мы задумались, как пригласить к нам ребят из регионов. Конечно, нас интересовали дети, которые что-то могут: те, кто чем-то увлечен, кто не пойдет торговать, а значит те, кому надо дать возможность проявить себя. Решили пригласить таких школьников и посмотреть, какие работы они привезут.

Интернета в то время еще не было, да и телефонная связь была не на высоте. Пришлось провести колоссальную работу, чтобы связаться со всеми без исключения российскими регионами.

В 1992 году в наш Университет приехала первая группа школьников 8, 9 и 10 классов на «Политехнический коллоквиум». Они привезли то, что смогли сделать с помощью своих учителей и научных руководителей.

Один мальчик привез электромагнитную пушку, которая стреляла болванками. Второй – из сельской местности – сделал голограмму. Процесс ее изготовления очень чувствителен к колебаниям, и он, чтобы сделать песчаную подушку, перетаскал тонну песка.

Всех 72 приехавших ребят в итоге приняли в наш Университет.

Нет никого, кроме нас

– Сегодня в России, кроме нас, нет никаких объединений, которые бы системно занимались научной работой со школьниками, – с гордостью и печалью говорит Александр Олегович. – Благодаря нашим усилиям за последние 10 лет сложилась общественно-государственная система поддержки научно-исследовательской и профессиональной работы с молодежью.

«Шаг», как мы уже говорили, позволил сформировать недостающее звено в системе российского образования. В 1995 году мы под попечительством Минобрнауки создали Российское молодежное политехническое общество, объединившее почти 100 тысяч человек по всей стране.

Повторить опыт МГТУ время от времени пытаются и другие, но никому это до сих пор не удалось. Причина проста: в 90-е годы Университетом были вложены огромные силы в этот проект.

Сегодня мы легко проводим Всероссийский форум и выставку – все уже отлажено. Нам не нужно думать о том, куда расселять, как кормить, как доехать, как бронировать аудитории, где взять стенды. А всю предварительную работу под нашим «присмотром» делают регионы.

В 2003 году программе была присуждена премия Президента России.

В 2005 году «Шаг» выиграл первый крупный научный грант Европейского Союза и организовал в Москве Соревнование молодых ученых ЕС. В 2011 году на Всемирном саммите по инновационному образованию программа «Шаг в будущее», наряду с центром «Сколково», была представлена в качестве одного из двух главных инновационных проектов России.

«Нобелевский приз»

– Однажды я получил письмо от шейха Катара, – рассказывает Александр Олегович. – Он приглашал меня выступить с докладом о программе «Шаг в будущее» на Всемирном саммите по инновационному образованию. «У нас, – говорилось в письме, – вручается «Нобелевский приз» за развитие образования в стране». Это, своего рода, «Нобелевская премия» в области образования. Комиссия человек в 20 со всего мира провела независимую экспертизу. От нашей страны они выбрали два проекта – «Сколково» и «Шаг в будущее». «Сколково» – финансовая империя, а мы – общественное движение. Интересно, что там, в аэропорту, я встретил командированных на саммит молодых учителей из России. Мы познакомились. Выяснилось, что все они – участники программы «Шага в будущее».

Работавшие на саммите российские журналисты были удивлены: только здесь они узнали, что «Шаг…» – это очень серьезно. А вот за рубежом это было известно давно – практически с первых дней нашей работы.

В Юбилейном Всероссийском форуме «Шаг в будущее» приняли участие молодые исследователи из 170 городов и 194 сельских населенных пункта по всей стране. Кто может выявить талант и помочь детям из глубинки? Только «Шаг в будущее». Никакие министерства этого не могут. Не могут дети из села заниматься в лабораториях, а у нас есть дистанционная школа. Мы консультируем. К этому школьнику приезжают ученые из его регионального Центра. Очень похоже на то, что сделали в США. Но мы сделали это на мизерные деньги, потому что у наших людей, учителей, специалистов есть социальная ответственность.

Минэкономразвития выделило нам большой грант для работы с молодежными научными обществами при вузах и школах (их около 5000). Этот грант позволяет проводить научные бизнес-школы в регионах, помогает научные разработки превратить в инновацию – внедрить и продвинуть.

Яркий пример

Валерия Григорьева из Астрахани, будучи еще школьницей, занималась в рамках программы «Шаг в будущее» переработкой отходов рыбомучного производства в моющее средство: приезжала к нам, обсуждала пути решения. Вырастая в этом общении, она, наконец, придумала, как это сделать. Голландцы предлагали ей огромные деньги, чтобы она продала свою технологию. Но Валерия создала свое предприятие. И таких примеров много.

Странно, но дети, прошедшие программу «Шаг в будущее», выпадают из системы инновационных вливаний. Они двигаются сами, потому что за ними стоят коллективы. Ведь если один человек получил грант, то ему надо попасть на завод или в лабораторию. Кто ж его туда пустит? Это проблема. А наши-то уже находятся в этой системе. Вот почему они порой и не обращаются за грантами – у них есть поддержка.

«Союзники России – армия и флот»

Исправим высказывание Александра III – заменим «армия и флот» на «Минобороны».

– В этом году военные в буквальном смысле кормили наших детей, – рассказывает Александр Олегович. – Регистрация участников проходит в воскресенье. Дети прямо с вокзалов едут в МГТУ. Я обратился к министру с просьбой, чтобы в этот напряженный момент организовать для них полевую кухню. Кухни приехали, а также была поставлена огромная палатка, человек на 50. Военные привезли мебель, свой дизель и вкусно кормили школьников. Кроме этого, когда нам стало помогать Минобороны, в числе участников программы появились и кадеты.

Альтруизм надо стимулировать

Современное общество немыслимо без развития научных исследований, внедрения и совершенствования новых технологий. Все это могут обеспечить только высококвалифицированные специалисты, которые должны владеть знаниями в области математики, физики, химии, биологии… Потенциал государства определяет уровень научных исследований и скорость внедрения полученных результатов. Если нет опережающего развития науки, то есть гарантированное отставание.

Бауманский «Шаг в будущее» – путь к процветанию Родины.

Елена Емельянова

Вернуться Наверх