Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

Ожерелье (3)

12 в лодках, не считая собаки

Наши люди/События Автор

Если взять 2300 километров водной глади, 3 катера и 12 бауманцев, то потребуется 17 дней, чтобы из пункта М. добраться в пункт СПб. С такой математики начался июль для участников экспедиции «Голубое ожерелье России».

Двигаясь по Москве-реке, Оке, Волге, Онежскому и Ладожскому озерам, наши студенты достигли северной столицы России! Все – под руководством профессиональных моряков и присмотром сотрудников МЧС.

«Голубое ожерелье» – первый шаг на пути к мечте всех участников экспедиции – марафону «PACIFIC-ATLANTIC». Эта гонка на катерах от Комсомольска-на-Амуре до Москвы проходила в 1990-х, но в прошлом году возникла идея ее возродить. Это затеяли участники «PACIFIC-ATLANTIC» Владимир Бурлаков и Юрий Урадовский – путешественники, члены Российского географического общества и Федерации водно-моторного спорта. Масштабный марафон требует масштабной подготовки. Решено было начать с маршрута «Москва – Санкт-Петербург», чтобы испытать новые модели катеров и проверить на стойкость студентов, а попутно изучить состояние береговой линии и прибрежной зоны водоемов и снять цикл фильмов об экспедиции.

Подготовка экспедиции – поиск финансов, закупка снаряжения, обучение на судоводителя, проработка маршрута – длилась полгода. Во время предварительной работы отсеялись три четверти от тех, кто изначально хотел участвовать. В итоге 11 парней, 1 девушка и 1 собака 1 июля отчалили от Лефортовской набережной навстречу ветру и новым городам. О том, как это было, нам рассказал один из организаторов экспедиции Аркадий Дидковский.

Откровенно говоря, переход не обещал какогото экстрима, носудьба повернулась к нам другой своей стороной. За эти 17 дней команда пережила, наверное, все, что только могло случиться на таком маршрутештормы (волна 1,5 м), ветер, град, ливень, многочисленные грозы, огромное количество препятствийот банальных топляков (плавающих или притопленных палок, брусьев, крон деревьев) до затопленных церквей! Также были многочисленные остановки по техническим причинам, основная часть проблем была связана с двигателем, поломки разного рода случались нередко и доставляли нам множество проблем. Мы чудом уложились в график!
Сложности были, но все живы, здоровы, все финишировали.

Что было самым сложным?

По моему личному мнению, самое сложное в любом делесоздать команду. Люди должны идти на многочисленные компромиссы, все должны осознавать, что главноедело, а не личный интерес. Если ктото один начинает ставить себя и свои интересы выше общих, то команда разваливается. Тогда даже небольшой конфликт может перерасти в фиаско всего дела. А на пути основной опасностью было Рыбинское водохранилище, которое еще называют морем. Мы тогда отставали от графика, нужно было пройти все водохранилище за один день. Ситуация осложнялась тем, что в Рыбинске был праздник, на котором мы участвовали в торжествах. Поэтому вышли из Рыбинска только после обеда. На водохранилище был шторм – волна 1– 1,3 метра. Любая ошибка в управлении могла стать смертельной. Когда мы уже вышли в море, то обнаружили, что один из катеров наткнулся на затопленную каменную косу и повредил винт. К ближайшему острову подойти не получилось, везде был затопленный лес. Пришлось бросать якорь и чиниться на воде. К вечеру на одном из катеров от тряски оторвалась стойка с приборной панелью и рулем, и одному из матросов пришлось держать панель с рулем, а другому самого судоводителя! И героически в ночи три катера «Вымпел» со студентамибауманцами, рассекая волны, а иногда от них уворачиваясь, уверенно шли в Череповец. В темноте намного сложнее различать знаки, выручали только проходящие мимо баржи, по направлению движения которых можно было ориентироваться. При подходе к Череповцу у нас сломались дворники, и ориентироваться стало еще сложнее. В общем, из экспедиции прогулки не получилось.

Как строился ваш день?

В 7 утра просыпались заранее назначенные дежурные, они вместе с нашим бессменным поваром и, по совместительству, начальником экспедиции – Юрием Алексеевичем, готовили завтрак. В 9 отход. Как правило, весь день идем до заранее оговоренного места, по пути перекусываем бутербродами. По приходу на место разбиваем лагерь, разжигаем костер, заправляем катера и готовим ужин. Потом песни у костра, подготовка к очередной встрече. В среднем шли от 6 до 8 часов в день. Но были дни, когда мы по различным причинам – поломки, погода – практически целый день стояли, а были дни, когда нагоняли график и шли 10-12 часов. С нами шла рыбинская команда судостроительного завода «Вымпел», которая делилась опытом – управление судном на воде, швартовка, отход от берега, управление в сложных погодных условиях, вязание узлов, устройство катера. За все это большое спасибо рыбинцам.

Какая у тебя была первая мысль, когда вы прибыли в Санкт-Петербург?

Первое мое ощущениешок. Я не сразу понял, что мы и вправду преодолели этот маршрут. На самом деле, с Невы СанктПетербург выглядит совсем другим городом. Конечно, эмоции от того, что мы причаливаем на катере в самом центре городана пляже у Петропавловской крепости – просто захлестывают, как волна от проходящих мимо судов. Кстати говоря, удержать их было совсем не просто, катера с пляжа здорово сносило, якори не держали.

В Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге

Удалось ли достичь главной цели экспедиции?

Во многом экспедиция была репетицией проекта «PACIFIC-ATLANTIC». Вполне возможно, что этот маршрут в скором времени станет гоночным, и катера с экипажами из разных стран будут соревноваться и выводить мировое и, в частности, российское судостроение на новый уровень. Все больше и больше людей смогут открыть для себя Россию. И это главное. Потому что многие русские люди не знают своей страны, летят за границу, не видев ничего, кроме двора собственного дома.

Еще один повод для возрождения маршрута – испытание техники. Это очень важный этап в жизни любого устройства или машины. Насколько бы ни был гениален конструктор техники, испытание, особенно такое всеобъемлющее и широкомасштабное, как трансконтинентальный марафон, выявит все слабые и сильные стороны полученной машины. Так «Голубое ожерелье» дало катерам «Вымпел» бесценную возможность доработки своего продукта. После которой их катера смогут конкурировать с аналогичной продукцией других производителей, а главноесудно будет надежным и удобным в любых ситуациях, а значит, востребованным и путешественниками, и рыбаками, и отдыхающими. Конечно же, сама возможность такого маршрутаогромнейший подарок. Не все в состоянии оценить масштаб марафона. Не все понимают, что такое 15000 км, что такое от Хабаровска до Москвы.

Можно ли будет присоединится к вашим следующим проектам?

Конечно, мы только рады новым членам экипажа и новым помощникам. Добро пожаловать!

Беседовала Юлия Степанова

Последнее в разделе Наши люди

Вернуться Наверх