Если взять 2300 километров водной глади, 3 катера и 12 бауманцев, то потребуется 17 дней, чтобы из пункта М. добраться в пункт СПб. С такой математики начался июль для участников экспедиции «Голубое ожерелье России».
Двигаясь по Москве-реке, Оке, Волге, Онежскому и Ладожскому озерам, наши студенты достигли северной столицы России! Все – под руководством профессиональных моряков и присмотром сотрудников МЧС.
«Голубое ожерелье» – первый шаг на пути к мечте всех участников экспедиции – марафону «PACIFIC-ATLANTIC». Эта гонка на катерах от Комсомольска-на-Амуре до Москвы проходила в 1990-х, но в прошлом году возникла идея ее возродить. Это затеяли участники «PACIFIC-ATLANTIC» Владимир Бурлаков и Юрий Урадовский – путешественники, члены Российского географического общества и Федерации водно-моторного спорта. Масштабный марафон требует масштабной подготовки. Решено было начать с маршрута «Москва – Санкт-Петербург», чтобы испытать новые модели катеров и проверить на стойкость студентов, а попутно изучить состояние береговой линии и прибрежной зоны водоемов и снять цикл фильмов об экспедиции.
Подготовка экспедиции – поиск финансов, закупка снаряжения, обучение на судоводителя, проработка маршрута – длилась полгода. Во время предварительной работы отсеялись три четверти от тех, кто изначально хотел участвовать. В итоге 11 парней, 1 девушка и 1 собака 1 июля отчалили от Лефортовской набережной навстречу ветру и новым городам. О том, как это было, нам рассказал один из организаторов экспедиции Аркадий Дидковский.
– Откровенно говоря, переход не обещал какого—то экстрима, но… судьба повернулась к нам другой своей стороной. За эти 17 дней команда пережила, наверное, все, что только могло случиться на таком маршруте – штормы (волна 1,5 м), ветер, град, ливень, многочисленные грозы, огромное количество препятствий – от банальных топляков (плавающих или притопленных палок, брусьев, крон деревьев) до затопленных церквей! Также были многочисленные остановки по техническим причинам, основная часть проблем была связана с двигателем, поломки разного рода случались нередко и доставляли нам множество проблем. Мы чудом уложились в график!
Сложности были, но все живы, здоровы, все финишировали.
– Что было самым сложным?
– По моему личному мнению, самое сложное в любом деле – создать команду. Люди должны идти на многочисленные компромиссы, все должны осознавать, что главное – дело, а не личный интерес. Если кто—то один начинает ставить себя и свои интересы выше общих, то команда разваливается. Тогда даже небольшой конфликт может перерасти в фиаско всего дела. А на пути основной опасностью было Рыбинское водохранилище, которое еще называют морем. Мы тогда отставали от графика, нужно было пройти все водохранилище за один день. Ситуация осложнялась тем, что в Рыбинске был праздник, на котором мы участвовали в торжествах. Поэтому вышли из Рыбинска только после обеда. На водохранилище был шторм – волна 1– 1,3 метра. Любая ошибка в управлении могла стать смертельной. Когда мы уже вышли в море, то обнаружили, что один из катеров наткнулся на затопленную каменную косу и повредил винт. К ближайшему острову подойти не получилось, везде был затопленный лес. Пришлось бросать якорь и чиниться на воде. К вечеру на одном из катеров от тряски оторвалась стойка с приборной панелью и рулем, и одному из матросов пришлось держать панель с рулем, а другому самого судоводителя! И героически в ночи три катера «Вымпел» со студентами—бауманцами, рассекая волны, а иногда от них уворачиваясь, уверенно шли в Череповец. В темноте намного сложнее различать знаки, выручали только проходящие мимо баржи, по направлению движения которых можно было ориентироваться. При подходе к Череповцу у нас сломались дворники, и ориентироваться стало еще сложнее. В общем, из экспедиции прогулки не получилось.
– Как строился ваш день?
– В 7 утра просыпались заранее назначенные дежурные, они вместе с нашим бессменным поваром и, по совместительству, начальником экспедиции – Юрием Алексеевичем, готовили завтрак. В 9 отход. Как правило, весь день идем до заранее оговоренного места, по пути перекусываем бутербродами. По приходу на место разбиваем лагерь, разжигаем костер, заправляем катера и готовим ужин. Потом песни у костра, подготовка к очередной встрече. В среднем шли от 6 до 8 часов в день. Но были дни, когда мы по различным причинам – поломки, погода – практически целый день стояли, а были дни, когда нагоняли график и шли 10-12 часов. С нами шла рыбинская команда судостроительного завода «Вымпел», которая делилась опытом – управление судном на воде, швартовка, отход от берега, управление в сложных погодных условиях, вязание узлов, устройство катера. За все это большое спасибо рыбинцам.
– Какая у тебя была первая мысль, когда вы прибыли в Санкт-Петербург?
– Первое мое ощущение – шок. Я не сразу понял, что мы и вправду преодолели этот маршрут. На самом деле, с Невы Санкт—Петербург выглядит совсем другим городом. Конечно, эмоции от того, что мы причаливаем на катере в самом центре города – на пляже у Петропавловской крепости – просто захлестывают, как волна от проходящих мимо судов. Кстати говоря, удержать их было совсем не просто, катера с пляжа здорово сносило, якори не держали.
– Удалось ли достичь главной цели экспедиции?
– Во многом экспедиция была репетицией проекта «PACIFIC-ATLANTIC». Вполне возможно, что этот маршрут в скором времени станет гоночным, и катера с экипажами из разных стран будут соревноваться и выводить мировое и, в частности, российское судостроение на новый уровень. Все больше и больше людей смогут открыть для себя Россию. И это главное. Потому что многие русские люди не знают своей страны, летят за границу, не видев ничего, кроме двора собственного дома.
Еще один повод для возрождения маршрута – испытание техники. Это очень важный этап в жизни любого устройства или машины. Насколько бы ни был гениален конструктор техники, испытание, особенно такое всеобъемлющее и широкомасштабное, как трансконтинентальный марафон, выявит все слабые и сильные стороны полученной машины. Так «Голубое ожерелье» дало катерам «Вымпел» бесценную возможность доработки своего продукта. После которой их катера смогут конкурировать с аналогичной продукцией других производителей, а главное – судно будет надежным и удобным в любых ситуациях, а значит, востребованным и путешественниками, и рыбаками, и отдыхающими. Конечно же, сама возможность такого маршрута – огромнейший подарок. Не все в состоянии оценить масштаб марафона. Не все понимают, что такое 15000 км, что такое от Хабаровска до Москвы.
– Можно ли будет присоединится к вашим следующим проектам?
– Конечно, мы только рады новым членам экипажа и новым помощникам. Добро пожаловать!
Беседовала Юлия Степанова