zharov

«Школьников вдохновляют великие ученые»

Без рубрики Автор

В номинации «Лучший преподаватель по профориентационной работе и новому набору» победителем стал доцент кафедры Э-4 Антон Жаров. О том, как он работает с абитуриентами, Антон Андреевич рассказал нашему корреспонденту Елене Емельяновой.

– Работа со школьниками имеет много направлений: руководство проектами «Шаг в будущее», профориентационные экскурсии, интерактивные занятия, лабораторные работы на базе вузовских научных центров, участие во внутришкольных мероприятиях и многое другое.

Конечно, самое интересное – это интерактивные экскурсии по лабораториям Университета с демонстрацией опытов и показом работы инженерного оборудования, когда сами ребята принимают в этом непосредственное участие.

Я, приводя школьников в лабораторию моей родной кафедры Э-4, обязательно даю им возможность примерить настоящий скафандр. В нем наши космонавты проходили тренировки в бассейне гидроневесомости, имитирующем условия работы в открытом космосе. Ребята забираются внутрь, я закрываю скафандр, и они делают несколько десятков шагов по лаборатории. Так как он весьма тяжел, то для безопасности прикреплен к подвижному стапелю. Но это не мешает почувствовать себя на месте космонавта. Особенно тогда, когда у кого-нибудь зачешется нос – ведь в скафандре на этот случай предусмотрена специальная чесалка! Детям это кажется забавным и надолго остается в их памяти.

А рядом, присев в катапультное кресло и облачившись в шлем пилота, ребята имеют возможность ощутить себя боевым летчиком.

Тут же множество образцов авиационной, космической и наземной техники: компрессоры, теплообменники, газогенераторы, даже настоящая авиационная установка кондиционирования воздуха с самолета МЧС Бе-200.
Наша кафедра Э-4 – «Холодильная и криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения». Как тут, скажите, не посадить ребят в холодильник и не включить его? Совершенно обязательно!

Холодильник вместительный – позволяет войти в него десятку человек. А те, кто ожидает своей очереди, чтобы побывать в нем, смотрят на смельчаков сквозь стеклянную стену и завидуют.

Конечно, у нас нельзя обойтись без опытов с жидким азотом. Тут всегда множество вопросов. Что за дымку мы видим, исходящую от сосуда с азотом: пар это или, может быть, снег; почему ужасно холодная жидкость скатывается с рук, не обжигая их, но при этом опущенный в азот пластичный силиконовый браслет замерзает за считанные секунды, а потом легко раскалывается, разлетаясь на кусочки…

zharov-2

По пути в лабораторию Э-4 заглядываем и в демонстрационный зал кафедры Э-3. Здесь можно увидеть и пощупать руками первый турбореактивный двигатель, сделанный сразу после Великой Отечественной войны, и двигатель АЛ-31Ф, устанавливаемый на знаменитые по операции в Сирии Су-34. Эти ажурные, изящные громадины ребят сильно впечатляют.

Но какая экскурсия без рассказа об истории нашей страны, о великих ученых и инженерах, которые трудились в стенах Университета, создавая с нуля когда-то тепловозы, а сегодня авиационную технику, ракетные технологии, ядерные установки и все-все то, что было, есть и будет необходимо для жизни нашей удивительной Родины. Звучит, конечно, пафосно, но ведь иначе и не сказать.

Наше Училище (мне хочется так называть наш Университет и сегодня) неразрывно связано с историей страны. Важно суметь донести это и до школьников. Донести живым языком и на живых примерах. Мне это удается потому, что на нашей кафедре Э-4 мы регулярно рассказываем о тех, кто реально творил эту историю. На такие встречи-воспоминания (а их было уже 36) мы приглашаем всех желающих. Рассказываем не только сами, но и обязательно приглашаем тех, кто лично знал этих выдающихся инженеров-бауманцев.

Наиболее запоминающимися были встречи, посвященные Андрею Николаевичу Туполеву (у нас в гостях был его внук), Владимиру Михайловичу Петлякову (о нем рассказывали его потомки), Николаю Антоновичу Доллежалю (о нем рассказывали и его историограф, и его дочь). Владимиру Николаевичу Челомею. Знания, полученные во время таких встреч, помогают мне наполнить рассказ об Университете интересными фактами, которые делают его живым и запоминающимся: ведь об этом не прочитаешь в книге, не узнаешь от товарища, а потому эмоциональное воздействие оказывается особенно сильным. Великие ученые вдохновляют школьников.

Подготовила Елена Емельянова