img_7165-7

Нам вирус строить и жить не мешает

Без рубрики Автор

31 августа состоялась конференция трудового коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана, приуроченная к началу учебного года. В Большом зале Дворца культуры, где она проходила, царила праздничная атмосфера – после длительного перерыва, вызванного пандемией, сотрудники с удовольствием общались друг с другом, с интересом рассматривали новое оборудование ДК.
Собрание началось с минуты молчания в память о сотрудниках, которые не смогли побороть коронавирусную инфекцию.

С глубоким докладом о состоянии дел в Университете выступил ректор Анатолий Александров.

О дистанционном режиме
Ректор констатировал, что «вопросы, решение которых в обычных условиях заняло бы месяцы, были сняты за несколько дней, а иногда – за несколько часов. Информационная инфраструктура МГТУ оказалась готова к форсированному переходу в режим дистанционного обучения, наш “Электронный университет” позволил снабжать всех студентов контентом в неограниченных объемах, не прибегая к использованию сторонних платформ. Для «железа» почти не потребовалось дополнений. Нужно отметить, что все поставщики программного обеспечения пошли нам навстречу и разрешили дистанционный доступ к своим ресурсам. Была разрешена удаленная регистрация пользователей: и студентов, и сотрудников. Преподаватели получили возможность, работая из дома с помощью технологии VPN-доступа, загружать в подсистему “Дистанционное образование” любые файлы. Сведения о загрузке сразу попадали в личный кабинет студента и отображались в расписании занятий. Наш почтовый сервер позволяет отправлять письма всем группам, где преподаватель ведет занятия, по единому групповому адресу».

Однако, считает ректор Александров, качественное инженерное образование невозможно в дистанционном формате. Программы предусматривают большой объем лабораторных работ со специализированным оборудованием: без практики, без личного опыта нельзя научиться создавать машины, приборы, технологии.
«Живое общение преподавателя и студента – незаменимо. Особенно при выполнении курсовых и дипломных проектов – там, где есть творческая составляющая, и требуется диалог. Дистанционные технологии воздвигают невидимые стены между преподавателями и студентами, а образование – это передача знаний и умений от одних людей к другим, и лучше всего это получается при личном контакте. Разве можно посадить человека, прошедшего такое обучение, за штурвал настоящего самолета? Сможем мы доверить даже простую операцию врачу, учившемуся только онлайн, пусть и на самом совершенном симуляторе? Каким будет качество работы инженера, прошедшего лишь виртуальные занятия? При дистанционном обучении студенты не получают практики групповой работы, живого взаимодействия друг с другом и с преподавателем».

Ректор убежден (а опыт прошедших месяцев подвел черту под спорами о «всемогущем дистанте»), что для подготовки инженеров больше подходит смешанное обучение (blended learning), при котором используются преимущества современных технологий наряду с традиционными каналами коммуникации между студентами и преподавателями.

img_7165-8

Об итогах весенней сессии
По сравнению с прошлым годом цифры мало изменились, хотя все мероприятия промежуточной аттестации проходили дистанционно. Однако не обошлось и без критики. Анатолий Александрович обратил внимание на те экзамены, по которым не было ни двоек, ни даже троек и четверок. Ректор призвал заведующих кафедрами внимательнее относиться к ходу и результатам экзаменов.

О защите дипломов и госэкзаменах
Защита дипломов и сдача госэкзаменов с самого начала не вызывали больших опасений: за три «онлайн-месяца» студенты и преподаватели накопили достаточный опыт. Однако сложностью стало обеспечение ВКР качественными исходными данными, используя исключительно онлайн-формат, особенно когда их тематика связана с производством – ведь многие предприятия остановили работу. И все же проблемы были решены, подавляющее большинство дипломников успешно защитились.

Об аккредитации
Заявление в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки о проведении аккредитации было подано 20 марта. Его общий объем превысил 60 тысяч страниц.

В связи с пандемией нам предложили отложить проверку на один год. Однако это означало, что пришлось бы выполнить большую часть работы заново. А это снова те же тысячи страниц.

Мы приняли решение не отказываться от аккредитации в установленный срок. 8 апреля Рособрнадзор согласился провести полную аккредитацию большого университета дистанционно.

В аккредитации участвовали 513 образовательных программ по 118 направлениям подготовки и специальностям. Было подготовлено более 2 000 учебных планов. Библиотека дисциплин насчитывает 12 500 программ и 10 000 фондов оценочных средств. Нужно сказать, что именно на базе библиотеки дисциплин была быстро спроектирована и развернута подсистема “Дистанционное обучение”».

В Рособрнадзор было дополнительно отправлено более 500 гигабайт документов об образовательных программах, преподавателях, студентах. Только 15% было сканировано, все остальное сформировано с помощью «Электронного университета».

Сама экспертиза проходила с 1 по 5 июня. Кроме работы с документами, эксперты провели тестирование почти трех тысяч студентов «на компетенции» – впервые в дистанционном формате, через личные кабинеты. Тесты подтвердили и высокое качество нашего образования, и «качество» наших ребят – несмотря на то, что тестирование совпало с сессией, со стороны студентов не было ни одной жалобы или отказа. Второе тестирование было еще сложнее: оно прошло без нашего участия – в экспериментальной системе, созданной Рособрнадзором. Проверяли знания студентов 26 специальностей по математике. Все они получили высокие оценки.

В итоге все наши направления подготовки и специальности аккредитованы. Всего этого не было бы без нашей замечательной команды – без тех преподавателей, которые готовили к аккредитации свои кафедры, без программистов «Электронного Университета», без коллектива управлений учебного блока, несколько месяцев работавших вообще без выходных.

Однако главное – не документ, позволяющий нам следующие шесть лет выдавать дипломы государственного образца, получать контрольные цифры приема, государственное задание на подготовку специалистов и субсидию на его выполнение, и даже не то, что мы первыми из крупных университетов прошли аккредитационную процедуру целиком дистанционно.

Главный результат – создание единой системы цифрового управления образовательной деятельностью Университета, открывающей новые возможности по проектированию новых образовательных программ, созданию индивидуальных траекторий обучения, развитию новых форм и методов учебной работы.

img_7165-9

Об итогах приемной кампании
Сроки приема в вузы были перенесены. Набор завершили только 26 августа. Общение абитуриентов с приемной комиссией (от подачи заявлений до выпуска приказов о зачислении) происходило дистанционно. Поэтому пришлось перестроить всю работу по новому набору.

В Москве на 1 курс приняты почти 4500 человек, в том числе более 800 студентов – на платной основе.
Заметно вырос интерес поступающих к тем направлениям, где готовят специалистов по «цифре». Например, проходной балл (сумма по трем экзаменам) на кафедры ИУ-7 и ИУ-9 – 288 и 282. К сожалению, на ряде машиностроительных специальностей при хороших средних баллах проходной получился гораздо ниже 200. Это значит, что надо поработать над позиционированием, над рекламой наших образовательных программ.
Вырос конкурс в магистратуру. Было принято более 1500 вступительных экзаменов дистанционно. В среднем на одно место претендовали двое, а на кафедру РК-9 больше шести человек на место, на Э-9 – больше пяти, на ИУ-9, СМ-7 и МТ-9  – почти пять человек.

О работе в наступившем учебном году
Мы будем работать, как и всегда – в привычном очном формате. Важно обратить пристальное внимание на первокурсников – им необходимо почувствовать, что такое МГТУ. Студенты второго курса учились очно чуть больше полугода. Поэтому надо внимательно следить за организацией учебы на младших курсах, здесь недопустимы неорганизованность, невнимание к студентам, любые нарушения учебного процесса.

Будет использован полученный во время карантина опыт применения дистанционных технологий для консультаций и защиты контрольных мероприятий, особенно на старших курсах. Мы вынуждены отказаться от проведения массовых мероприятий не учебного характера с участием студентов. Так, впервые за много лет, не состоялся праздник посвящения в студенты.

img_7165-10

Преобразования
В МГТУ благополучное финансовое положение. Строго выдерживаются зарплатные показатели преподавателей (200% от средней по региону), переоснащаются научные лаборатории кафедр.

Во время карантина приведен в порядок третий этаж ГУК, третий этаж факультета Э, лестницы СМ и УЛК, кафедра РК-1. Заканчивается строительство центра машинного проектирования на кафедре «Детали машин». Полностью реконструирован деканат факультета ИУ и публичная зона факультетов РК, ИУ и РЛМ. Заканчиваем строительство кафедры Лазерных технологий факультета МТ и R&D центра совместно с группой компаний ГАЗ.
Переоборудованы общеуниверситетские аудитории: 37 лекционных и 123 семинарских аудитории оснащены техникой для использования мультимедийных учебно-методических материалов. А всего в отчетном году была обновлена почти 1/6 часть нашего компьютерного парка.

Нашей гордостью станет завершение строительства высокотехнологичного центра робототехники и интеллектуальных систем. И в следующем году будет сдан комплекс из четырех общежитий на 1350 мест.

О стратегии на ближайшие 10 лет
МГТУ им. Н.Э. Баумана входит в новый период одним из ведущих технических университетов России, достойно выполнив программу развития Университета как национального исследовательского. К нам поступают абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, а наши выпускники занимают первые места в мировых и отечественных рейтингах по востребованности у работодателей.

Но мир меняется. И нам следует находить ответы на «большие вызовы», проводя исследования мирового уровня и внедряя прорывные разработки в интересах общества. Девиз нового этапа развития – «Создавая новое качество жизни» – отражает ценности МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В своем выступлении Анатолий Александров поделился первыми эскизами образа будущего университета.
Каким университетом мы хотим быть в 2030 году? Разговор об этом продолжится в следующих номерах газеты.

Подготовила Елена Емельянова