222222

«Воспитание» – «ось питания»

Наши люди Автор

Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Инженер года» в номинации «Оптика, оптико-механические, оптико-электронные системы» вручен руководителю технологического сектора «Оптические технологии и сборка оптико-электронных приборов» кафедры РЛ-2, доценту Дмитрию Денисову.

Наука

Для участия в конкурсе Денисов представил ОКР «Разработка высокоточных методов лазерного интерференционного контроля перспективных крупногабаритных оптических изделий». Ее результаты имеют важное практическое значение – используются для создания крупногабаритных астрономических зеркал с нанометровым уровнем шероховатости их профилей. Это подтвердила апробация, проведенная на Лыткаринском заводе оптического стекла.

Полученные теоретические результаты, вкупе с их практическим применением на производстве, лежат в основе педагогической деятельности Денисова. К этой работе он относится со всей серьезностью. Особое значение Дмитрий Геннадьевич уделяет разработке современных методик практико-ориентированных подходов при проведении как семинаров, так и лабораторного практикума, который разрабатывает совместно с ведущими предприятиями оптической отрасли страны: АО «ЛЗОС», ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», НПО «Оптика».

Реализация

– В последние годы мы заметно продвинулись в использовании научных результатов в учебном процессе, – рассказывает Денисов. – Разработали новый лабораторный практикум, внедрили автоматизированные комплексы по контролю качества сборки оптических систем. Но это не заменяет знакомства с реальным производством. Поэтому мы стали чаще выезжать на заводы для проведения там практико-ориентированных занятий.

Происходит это так. Несколько раз в семестр я организую небольшие группы. Я отправляю на предприятие письмо, в котором прошу принять нас. Не было ни одного случая отказа. Ведь это взаимовыгодно: студенты получают новые знания, а предприятие использует наш приезд для привлечения ребят на работу.

Чтобы поездка не превращалась в экскурсию (что, впрочем, тоже полезно), заранее согласовывается программа пребывания. Университет поддерживает инициативу – выделяет автобус. Предприятия, куда отправляются студенты РЛ-2, несомненные лидеры в своей области. Среди них, например, АО «Обнинское научно-производственное предприятие “Технология” им. А.Г. Ромашина», фрязинская фирма «IPG Photonics Corporation» (современные технологические лазеры для сварки и резки), группа компаний NT-MDT SI специализирующаяся, в том числе, на создании современной атомно-силовой микроскопии и, конечно, наше опорное предприятие – Лыткаринский завод оптического стекла.


ОНПП «Технология» – центр компетенций России в области создания наукоемкой, высокотехнологичной продукции из неметаллических материалов для авиационной, ракетно-космической техники, транспорта. Так, например, «Технология» обеспечивает 45 % рынка остекления авиатехники в России. Среди выполненных фирмой работ – термостойкое радиационно-оптически устойчивое остекление орбитального корабля «Буран», остекление кабин пилотов Ту-154, Л-410, Ил-86, Ил-96, Ан-124, Ту-160, высокопрочное остекление из поликарбоната Су-57 и т. д.


Учеба

Увидеть своими глазами производство – очень важно для студентов. Здесь они понимают связь того, чему их учат с практическим делом. А самое главное, что студенты не праздно ходят по цехам, а присматривают применение своим силам.

– После экскурсии на IPG Photonics Corporation, – вспоминает Денисов, – наш студент остался там на практике – занялся расчетом лазерной головки.

Такие примеры, когда студент «пришел – посмотрел – остался», конечно, единичны. Но других – когда у ребят просыпается понимание того, чему тебя учат, и настоящий интерес к будущей профессии – очень много. Заслуга Денисова в этом несомненна. Ведь никто не обязывает его устанавливать связи с предприятиями, организовывать поездки, терять на это свое время.

Впрочем, потерей он это не считает. Скорее наоборот – приобретением дополнительного педагогического опыта. А чтобы не пускать это дело на самотек, в этом году он поступил в магистратуру института «Высшая школа образования» (по программе подготовки «Проектирование и оценка образовательных программ и процессов») Московского педагогического госуниверситета.

– Я почувствовал, что педагогических знаний мне не хватает, – говорит Денисов. – Нас учат тому, как правильно подойти к учебному процессу и спроектировать его, но не только этому. Акцент делается и на воспитание. А что такое «воспитание»? Это – «ось питания». И «ось» человека надо питать духовными и нравственными профессиональными ценностями. На такой этимологии строится наука.

Беседовала Елена Емельянова