konnova-3

Хочешь стать миллионером? Стань им

Без рубрики Автор

В День российской науки в Государственном Кремлевском дворце состоялось вручение премий Правительства Москвы молодым ученым. Среди 87 награжденных, получивших в этом году два миллиона рублей, была и доцент кафедры ИУ-8 Наталья Коннова.

Как надо учиться и работать, чтобы окончить физмат лицей №1580 с золотой медалью, кафедру ИУ9 с красным дипломом и в 29 лет стать кандидатом технических наук на кафедре ИУ-8, всем более или менее понятно. С премией, возможно, не очень. Но, наверное, многим хотелось бы стать такими же «миллионерами».

Перефразируем Козьму Пруткова: «Если хочешь быть миллионером, будь им». В ответ на мой вопрос: «Как это сделать?», Наталья Коннова охотно поделилась своим рецептом удачи.
– В Университет пришла новость о проведении конкурса. Руководители бауманских НУКов предложили заведующим кафедрами подобрать кандидатуры. Так как эта премия для ученых до 36 лет, то круг претендентов был не очень велик.

– Все так просто?
– Нет. Например, иметь корочку кандидата наук – недостаточно. Премию дают не за защиту диссертации, а за дальнейшее развитие того, что сделано в ней. Подать заявку несложно. Важно понимать, что результат будет зависеть от ее качества. В ней, например, обязательно надо указать, в каких конференциях ты участвовал за последние пять лет, сколько у тебя публикаций (по теме заявленной работы). Одно дело, если ты участвовал только в российских конференциях, а совсем другое – в именитых международных. Если у тебя в лучшем случае РИНЦовские публикации – это слабая заявка. Другое дело – Web of Science. В этом отношении у меня была сильная позиция – десяток международных конференций только за год (в Австрии, Китае, Италии и т. д.), около десятка публикаций в Scopus и несколько в Web of Science. Кроме этого, описанное в них не должно оставаться только на бумаге – нужно внедрение и подтверждающие его акты: кто, где, как это использует и есть ли от этого практическая польза.


Хорошим подспорьем для победы служат различные звания и награды. В 2016–2017 учебном году Наталья стала победителем конкурсов «Лучший преподаватель Университета» (в номинации «Проведение лабораторных работ») и «УМНИК», лидировала в номинации «Молодые научные и педагогические таланты» проекта «Золотые имена высшей школы». Еще – она стипендиат Президента и стипендиат Правительства РФ в разные годы. В ее активе – участие в конкурсе «Лидеры России».


– «Лидеры России» – это кадровый резерв, управленческие кадры. Хотите сменить научную деятельность?
– В этом году появились три специализации, и одна из них – «Наука». Именно это нововведение и побудило меня поучаствовать. Поскольку продвигаться по карьерной лестнице, пожалуй, я бы хотела, но все же в своей сфере.
Первый этап, наверное, может пройти любой. Нужно лишь грамотно снять видеоинтервью и заполнить анкету. (Но почему-то тут сразу отсеивается половина заявок.) Потом дистанционные тесты: проверка уровня абстрактного мышления, эрудиции в истории, математике, географии, а одновременно и проверка стрессоустойчивости (время на задания ограничено).

Надо уметь и быстро посчитать. Например, дается таблица с данными по добыче нефти в разных странах в разные годы. Надо сказать, на сколько процентов увеличилась добыча нефти в такой-то стране по сравнению с таким-то годом, и дают не более 60 секунд, а бывает и 30.
Следующий этап – тоже дистанционное тестирование. Проверяют твои управленческие навыки, коммуникабельность, и прочее. Да, сложно, но очень интересно участвовать.
Если изначально было больше 200 тысяч заявок, то к концу дистанционных этапов их остается несколько тысяч, а в твоем регионе – и того меньше.

– Такой перечень испытаний способен охладить пыл многих желающих получить пару миллионов за свою же работу на кафедре.
– Все не так мрачно. Вы правильно отметили, что «за свою же работу». Ведь все сотрудники – кто-то чаще, а кто-то реже – участвуют в конференциях и публикуются в журналах. Другое дело – внедрение. Ведь это наиболее трудная часть – написать легче, чем заставить работать в «железе». Да еще и с пользой.

– А от вашей разработки есть польза? Где она апробирована?
– Сформулирую свою задачу максимально просто: проверить применимость некоторых из методов обработки сигналов различных показателей сердечно-сосудистой системы (ССС) человека с тем, чтобы выявить закономерности и отличия в рассчитанных показателях при помощи этих методов обработки, как в норме, так и при патологии. Используя методику обработки и машинное обучение, автоматизировать процесс диагностики заболеваний ССС человека. Это и есть дальнейшее развитие моей диссертации на кандидатскую степень.
Мы сотрудничали с НИИ общей патологии и патофизиологии, с несколькими кардиологическими центрами. В результате нашли применение нашим разработкам в одной из самых значимых сфер обработки данных – данных медицины. Как и положено, мы вначале экспериментировали на лабораторных животных. Накопив данные, апробировали методику на человеке.

konnova-1

– Вам хватало математики, которую вы изучили в МГТУ?
– На ИУ-9 сильная математика. Но в некоторые специфические разделы все-таки пришлось вникнуть глубже. Например, многое позволил сделать вейвлет-анализ. Причем пришлось разрабатывать свой вейвлет, что мы и сделали в процессе работы. Это тоже стало частью диссертации. Получилась междисциплинарная работа: с одной стороны – инженерная, с другой – прикладная медицинская. Поэтому защищалась я по двум специальностям: «Приборы, системы и изделия медицинского назначения» и «Системный анализ, управление и обработка информации».

– Вернемся к вопросу о пользе вашей работы.
– Практическая польза – сокращение количества врачебных ошибок при использовании системы. Она позволяет обратить внимание на те аномалии и отклонения, которые врач мог ненароком пропустить.
Сегодня одно из перспективных и активно развивающихся направлений – телемедицина. Моя разработка может помочь с диагностикой пациентам в удаленных регионах. Сейчас несколько российских фирм, которые выпускают используемое в кардиохирургических центрах диагностическое оборудование, рассматривают возможность применения в нем разработанных нами методов и алгоритмов.

Наша сильная сторона в том, что методика не только уже опробована, но и очень востребована – эти программно-аппаратные комплексы – пример настоящего импортозамещения. Кроме того, данные разработки имеют перспективы использования в информационной безопасности – в обработке биометрических данных.

– Таким образом, можно сказать, что работа доведена до логического конца?
– Конечно, нет. В моих планах – другие методы регистрации сердечно-сосудистой деятельности. Хочу попробовать углубиться дальше в нейросети, чтобы получить оценку вероятности выставляемых с помощью нашей системы диагнозов. Кроме этого мы сейчас проводим несколько исследований по визуализации кровотока. Рассчитываем, что это позволит обнаружить стенозированные сосуды. Делаем это тоже при помощи математического аппарата, который раньше для этого не использовали. Это совершенно новое направление. Возможно, работа выльется в докторскую диссертацию.

– Вам нравится именно медицинское направление?
– Я все-таки больше инженер. Сфера моих интересов – машинное обучение и цифровая обработка сигналов. Медицина – социально значимое приложение полученных результатов.

– Наверное, это тоже косвенно учитывалось при подведении итогов конкурса на премию Правительства?
– Возможно. Но в любом случае эта премия – хорошее подспорье для ученого. Чего скрывать – наши зарплаты ниже, чем доходы в коммерческой сфере. Я это знаю, потому что не раз туда приглашали. Но хочется заниматься наукой, продвигать ее. Мне очень интересно преподавать. Особенно, когда я получаю обратную связь от студентов. Мои предметы востребованы и находятся на пике популярности: искусственный интеллект, нейросети, машинное обучение, теории игр, методы оптимизации. Все они связаны с программированием. Такие специалисты нужны, за них идет чуть ли не драка на рынке труда.

– Того, что даете вы студентам, им достаточно?
– Считаю, что для обучения надо больше приглашать специалистов из известных коммерческих структур. Чтобы с самого начала изучения предмета они рассказывали студентам о том, как это применяется в жизни, как это понадобится на реальном рабочем месте. Студенты младших курсов это не понимают, а когда диплом уже получен, а ты выпущен – поздно. Вот и бегут они на курсы, чтобы изучить то, что на третьем курсе пропустили мимо ушей.

Елена Емельянова