u54lh5ne2j8

Юстас – Алексу

Наука Автор

Именно так начинались шифровки легендарного Штирлица, отправляемые им в Москву. Впрочем, имена были зашифрованы – представляли собой набор цифр. Наука (а может быть – искусство) передачи сообщений в таком виде, чтобы их нельзя было прочитать без секретного ключа, называется красивым словом – криптография (от древнегреческих: kryptos – секрет, graphos – письмо).

Алексей Зеленецкий, Михаил Кудинов и Денис Набоков, студенты кафедры ИУ-8, стали командой-победителем на недавно завершившейся Международной олимпиаде по криптографии NSUCRYPTO, с большим отрывом опередив ближайших соперников. Кроме того, Михаил Кудинов завоевал первое место и в личном зачете.


NSUCRYPTO – криптографическая олимпиада, содержащая научные математические задачи для профессионалов, школьников и студентов. Концепция NSUCRYPTO направлена на решение исследовательских задач на стыке математики и криптографии.


– Об олимпиаде вы узнали за три дня до ее начала. На подготовку времени не было. Успели только на глазок оценить свои силы, посмотрев пару прошлогодних задач. Как вышло, что это не помешало вам победить?

– Назвать победу нашей команды случайной и считать, что нам «просто повезло», было бы неверно, – говорит Михаил Кудинов. – Мы – сложившийся коллектив. Трудимся в фирме, где наша работа связана именно с криптографией. Поэтому овладеваем темой дополнительно – по книгам. Без этого – никуда. Ведь одна из главных составляющих криптографии – математика. Вот и на этой олимпиаде некоторые задачи были чисто математическими. А той математики, которую мы изучаем на первых курсах, для криптографии не хватает.

– Трех дней, за которые вы узнали об олимпиаде, не хватит не только на подготовку, но и на сбор вещей, покупку билетов и прочих хлопот перед поездкой.
– В нашем случае это не требовалось. В день начала олимпиады мы скачали задания из интернета и приступили к работе. На нее было отведено четыре часа. Все задачи были решаемы, но их много, к каждой надо придумать особый подход, а времени так мало, что еле успеваешь все оформить, чтобы отправить ответы на каждую из них в виде файла на английском языке. С языком проблем не было – мы его знаем.


Математические задачи занимают особое место в криптографии. Стимулом для создания современных криптографических систем часто служат математические идеи. Например, криптография с открытым ключом, алгебраические основы многих симметричных шифров, приложения криптографических булевых функций. 


– Да, «цифра» многое упрощает: удаленно получили задание, выполнили его, расположившись там, где удобно, нажатием кнопки отправили организаторам… Видимо, и подведение результатов не заставило себя долго ждать?
– Наоборот. Проверка шла целый месяц. Все задачи – творческие. Поэтому, даже если ты не получил верный ответ, но двигался в правильном направлении, тебе начислят баллы. Долго приходится проверять результаты и в том случае, когда задача доказательная. Ведь у ее автора может быть один способ доказательства, а ты придумал свой, который надо тщательно проверить.

Когда эту проверку прошли все участники, то выяснилось, что я, – говорит Михаил Кудинов, – стал победителем в индивидуальном зачете. Диплом и электронные часы – награда за первенство – мне очень понравились. Но олимпиада на этом не закончилась: наступил второй этап – командный.

На выполнение 11 заданий была отведена неделя. Всем нам полностью отключиться на это время от обычной жизни было невозможно. Поэтому кто-то ходил на занятия, а кто-то решал задачи дома. В результате из 11 задач мы выполнили семь. Но этого хватило, чтобы, набрав 51 балл, занять первое командное место.

– А не подсказывал ли вам кто-нибудь решения в это время?
– Теоретически такое было возможно. Но задачи были не арифметические. В них надо серьезно «въехать». Никто просто не станет к тебе подключаться: это не пять минут. Да и нам это незачем: привилегий никаких не дает, только пунктик к твоей репутации. А что по-настоящему важно, так это проверка собственных знаний. Задачи-то были интересные, открывающие такие области, о которых до этого ты и не знал. Решая их, читаешь новые статьи, книги, а в итоге самообразовываешься.

Олимпиада NSUCRYPTO рассчитана на три категории участников: школьники соревнуются со школьниками, студенты со студентами, профессионалы с профессионалами. Но есть исключение – задания командного этапа одинаковы для студентов и профессионалов. Тем приятнее и весомее была наша победа – ведь мы обошли всех участников-профессионалов.

– Кроме самообразования есть обязательные предметы, а их изучение нередко страдает, когда студент увлечен чем-то иным.
– С учебой у нас все в полном порядке, – отвечает за всех Кудинов. – Я, например, вообще все пять лет учусь только на отлично. Жаль только, что не переводят на бесплатное обучение – на бюджет.

– Раз учитесь отлично, значит, уделяете внимание всему. Так бывает не часто: преподаватели говорят, что студенты младших курсов не понимают, зачем им нужны те или иные предметы. У вас было так?
– Понимания тоже не было. Но я спрашивал у старшекурсников, на что обратить внимание. Правда, не всегда соглашался с их мнением, не всегда следовал советам, а постфактум – из-за этого проигрывал.

– Это надо исправить? Если старшекурсники не авторитет, то может, стоит чаще приглашать специалистов-предпринимателей, чтобы они объясняли?
– Если говорить конкретно о криптографии, то специалистов здесь не так много. Поэтому хорошо бы сделать обзорный курс о том, что происходит в специальности в целом. Он не должен быть техническим. Просто доходчивый рассказ. Например, я плохо понимал, что такое «специалист по информационной безопасности».

Во время обучения узнал, что есть очень много направлений, которыми можно пойти: программировать, заниматься криптографией, реверсом, а еще – углубиться в правовое поле, заниматься сертификацией, заняться менеджментом, тестированием на проникновение, перейти в криминалистику. Очень много разных возможностей.

У меня не было «Введения в специальность», а это, считаю, нужный предмет, если сделан, конечно, качественно.

Елена Емельянова