bezymyannyj

Школа школ

Без рубрики Автор

МГТУ им. Н.Э. Баумана часто называют «школой школ». Возможно, не все понимают, что это означает. Объясним на простом примере. Вспомните своих одноклассников и знакомых. Наверное, многие из них учатся в известных столичных вузах: МЭИ, МАИ, МИСИ и т. д. На первый взгляд между ними нет ничего общего. Но если посмотреть в корень их генеалогического древа, то окажется, что корень-то у всех общий – МВТУ. Почему так вышло?

В конце 20-х годов в СССР задумывается и претворяется в жизнь реформа высшего образования. В особенности – образования технического. Страна, провозгласившая курс на индустриализацию, остро нуждается в специалистах.
Коренная реформа высшего технического образования подготавливалась долго. Кроме увеличения выпуска инженеров и воспитания у них коммунистического мировоззрения, очень важным признавалась связь образования с промышленностью. Еще в июне 1925 года Ф.Э Дзержинский говорил: «Главное, что нужно: обосновать необходимость органической повседневной увязки профессионально-технического образования с производством сверху донизу, что возможно лишь в том случае, если это обучение будет у нас – оставляя общее руководство за Народным комиссариатом просвещения».
В результате решили передать технические вузы в ведомства промышленных наркоматов по соответствующим направлениям. К какому же наркомату можно было отнести МВТУ?
Существуют полные перечни тех курсов, которые читали в Училище в 1927 году. Приведем лишь два из них.

Общеобразовательные предметы: начертательная геометрия, высшая математика, теоретическая механика, физика, химия, сопротивление материалов, детали машин, механическая технология металлов и дерева, грузоподъемные машины, гидравлика, гидравлические машины, термодинамика, основы строительного дела, общая электротехника, основы технического надзора, проекционное черчение и скицирование, механическая лаборатория (испытание материалов), лаборатория паровых котлов, лаборатория паровых машин, лаборатория стационарных двигателей внутреннего сгорания, мастерские, геодезия, описательный курс машин (элементы машиноведения), технологические основы выбора материалов (связь чертежа с производством), сметы, отчетность и основы организации работ.
Отделение аэромеханики: энциклопедия аэромеханики, авиационные материалы, строительная механика аэроплана, гидродинамика, экспериментальная аэродинамика, конструкции и расчет самолетов на прочность, аэродинамический расчет самолетов и динамика полетов, авиационные двигатели, гребные винты, аэродинамическая лаборатория, гидроавиация, ветряные двигатели, воздушные сообщения, воздухоплавание.

А были еще отделения – теплотехники, общего машиностроения, механической технологии металлов и дерева, текстильное, на которых преподавали другие дисциплины.
Но даже перечень курсов всего лишь на двух из них показывает, что МВТУ было большой политехнической школой, места для которой в новой системе высшего образования не оставалось. Нужно было что-то делать с МВТУ, и вскоре решение было принято.
20 марта 1930 год выходит в свет приказ № 1053 по ВСНХ СССР, согласно которому МВТУ разделяется на пять высших Училищ:
Аэромеханическое;
Инженерно-строительное;
Механико-машиностроительное;
Химико-технологическое;
Энергетическое.
Ни одно из этих названий не сохранилось до сегодняшнего дня, однако наследники всех Училищ хорошо известны: МАИ, МИСИ, МГТУ, Академия химической защиты, МЭИ. Здания, занятые МВТУ, также были поделены между вновь образованными Училищами. В бывшем Слободском дворце осталось Механико-машиностроительное. Многие специальности были переданы в другие вузы.
В итоге, на базе МВТУ было создано более 20 научных и учебных учреждений.
Можно по-разному оценивать историческое значение этого разделения. Справедливо то, что МВТУ дало жизнь многим ныне знаменитым педагогическим школам, что отражено на известном бауманцам генеалогическом древе. Однако современники этого разделения, особенно – официальные источники, открыто говорили о ликвидации МВТУ.
Достаточно почитать периодику тех дней (включая многотиражку самого Училища), чтобы сложилось такое представление. Названия статей говорят сами за себя: «Безболезненный распад МВТУ» («Красное студенчество», 1930 г., № 27), «Пора в отставку» («Пролетарий на учебе», 01.03.1930 г.). Содержание и тон этих статей создают впечатление, будто вся реорганизация высшего технического образования была задумана именно для того, чтобы ликвидировать МВТУ как один из последних пережитков «старого мира».
«МВТУ было политехническим только по своему названию, по существу представляло собой нагромождение огромного количества циклов, отделений и специальностей на базе тех старых факультетов, которые складывались в обстановке не только экономической, но и технической отсталости нашей страны. В результате этого нагромождения МВТУ превратилось в кладбище, в котором хоронились основные начертания, направленные к реконструкции втузов, в соответствии с реконструкцией нашей промышленности», – писала газета «Правда» 7 апреля 1930 г.
Таким образом, с символом старой инженерной школы было покончено. Ее отдельных представителей уже судили за «вредительство», а вскоре состоится грандиозный процесс, призванный окончательно эту старую школу дискредитировать и уничтожить. На 13 лет название МВТУ исчезло с карты Москвы. Но оно еще вернется. А пока оставленное в здании бывшего Слободского дворца Высшее механико-машиностроительное училище начало свою работу. Вскоре ВМММУ было переименовано в Московский механико-машиностроительный институт.
В конце 1930 год МММИ было присвоено имя Николая Баумана, которое он пронес еще через два переименования и носит до сих пор. В очередной раз начиналась новая жизнь.

По материалам книги И. Л. Волчкевича
«Очерки истории Московского высшего технического училища»

Подготовила Елена Емельянова