bez-imeniopmoram

Форум пытливых

Без рубрики Автор

Более 800 школьников и студентов из разных регионов России представили свои работы на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее». Форум организован и проведен МГТУ им. Н.Э. Баумана и Российским молодежным политехническим обществом на базе 11 ведущих столичных вузов и 11 научно-исследовательских институтов. Кроме россиян в форуме приняли участие гости – молодые исследователи из Китая, Латвии, Южной Кореи.

Наш форум посвящен ученому-энциклопедисту Дмитрию Ивановичу Менделееву, – сказал на открытии форума руководитель программы «Шаг в будущее» Александр Карпов. – Идея образования через научные исследования была высказана им в 1904 году. Сегодня эта идея стала основой развития образования в экономике знаний. Завет Менделеева о воспитании учащихся в «смелых попытках движения знаний вперед» является руководящим принципом программы «Шаг в будущее». Как показывает наш опыт, сегодня делать эти попытки способны самые юные школьники.
По итогам форума делегация Мурманской области получила главный приз – Большой научный кубок России «Шаг в будущее» – шестой за все время участия региона в столь значимом мероприятии.

Их представителю, Михаилу Павлову, вручили один из главных призов – он побывает на церемонии вручения Нобелевской премии за проект «Неравенство Мак-Лафлина как обобщение для 2N- и 4N-последовательностей, как усиление неравенства Коши-Буняковского».
Трое победителей представят Россию на Соревнованиях молодых ученых Европейского Союза в Софии.

В их числе ученица 9-го класса мурманчанка Ольга Яроцкая. Научным консультантом представленного ею программно-аппаратного комплекса коррекции осанки и определения плоскостопия у подростков «Яркость» был аспирант нашего Университета Григорий Ожегов.
– Это устройство, как ясно из названия, позволяет корректировать осанку у детей и подростков, а также определять плоскостопие, – говорит Ольга. – Мы сумели сделать то, чего до нас не делал никто – совместили грудной и электронный корректоры. Теперь, когда ребенок сутулится, микроконтроллер передает информацию на приложение в телефоне, который начинает вибрировать. Ребенок понимает – надо выпрямиться.
В Центре спортивной медицины и лечебной физкультуры Мурманской области наше устройство положительно оценили и рекомендовали к внедрению.

– Где вы планируете учиться?
– Возможно, на биотехнике. Но это не точно. Ведь на «Шаге в будущее» я занимаюсь уже шесть лет, а этой темой лишь три года. Меня интересовали аналоговые вычислительные машины и их конструирование, потом я создавала устройство, которое позволяет детям расширять кругозор в космической тематике, были у меня и роботы, а еще английский язык и в школе, и на дополнительных занятиях. Какое из увлечений перевесит, пока не знаю.

Еще одна победительница – 10-классница Яна Каченюк с работой «Альдольная конденсация пропионового альдегида».
– Я искала применение продуктам, полученным из попутных газов, – рассказывает Яна. – В частности, пропанали или пропионовому альдегиду. Если их получать посредством реакции альдольной конденсации, то они найдут широкое применение в промышленности. Научная новизна полученных результатов состоит в том, что была проведена гетерогенизация процесса. Подобран катализатор, который позволяет получать продукт с высокими технологическими показателями.

– Почему выбрали это направление научной работы?
– Я училась в классе с биохимическом уклоном, работала в школьной лаборатории. Когда ее стало не хватать, то перешла в лаборатории МИРЭА. Мне интересна экологическая тематика. Важно начать создавать у молодежи экологическое сознание.
Я – активист молодежного движения по продвижению целей устойчивого развития. Была докладчиком на XVII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Я рассказывала о своем участии на саммите ReGeneraton-2030, который проходил на Аландских островах. Саммит был посвящен обеспечению рациональных моделей потребления и производства.

– Вы победили в конкурсе «Представление работы на английском языке». А сейчас учите и немецкий.
– В Германии много химии. Мне приходится читать немецкие журналы. Со словарем это долго и нудно. Лучше выучить.

Александр Сокко учится в 10 классе в Санкт-Петербурге. Его исследование «Разработка и создание эффективного реактивного двигателя для ракетомоделирования» завоевало много наград: первое место в Соревновании молодых ученых ЕС, второе место за представление работы на английском языке, специальный приз Роскосмоса, приз молодежного жюри и другие.

– Однажды, когда я учился в шестом классе, – говорит Александр, – отец рассказал мне о том, как он в детстве запускал ракеты, сделанные из тюбиков из-под зубной пасты, набивая их предварительно пропитанной насыщенным раствором селитры бумагой. Тогда мне стало интересно, можно ли повторить это в наше время. Все оказалось гораздо сложнее, чем было на словах.
Я начал заниматься в секции ракетомоделирования. Больше всего меня привлекала не красота модели, а зрелищность и мощь при пусках. Я решил создать новый эффективный реактивный двигатель для моделей, который будет недорогим, простым в изготовлении и применении и сможет использоваться наравне с существующими.

В девятом классе я создал математическую модель параметров полета модели ракеты с испытываемыми мною двигателями. Это помогло в улучшении их конструкции и продолжении исследования, так как до этого оценка эффективности двигателей была крайне субъективной. После множества экспериментов и неудач я разработал новую технологию регулирования давления в твердотопливном реактивном двигателе и с ее помощью создал новый работающий двигатель.

Я добился того, что можно использовать насыпное топливо, и оно не будет разрывать двигатель. При этом модель с моим маленьким двигателем может подниматься на 300 и более метров, а стоит около 75 рублей. Сегодня, если вы купите обычный двигатель за 200-250 рублей, то модель поднимется всего метров на 100-150.

«Шаг» этого года сделан. Но впереди немало новых «Шагов», новых имен, новых открытий.

Елена Емельянова