bez-imeni

Главный технологический

Статьи/Тема номера Автор

К 150-летнему юбилею факультета «Машиностроительные технологии».

В конце 2018 года 150-летний юбилей отметил старейший факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана – «Машиностроительные технологии». За полтора века он прошел путь от мастерской в составе Московского ремесленного учебного заведения до полноценного факультета, широко известного и за пределами Университета. МТ – единственный факультет, который с 1868-го – года основания Императорского Московского технического училища – не прерывал подготовку инженеров по технологическим направлениям машиностроения.

Своими мыслями о прошлом, настоящем и будущем факультета с газетой «Бауманец» поделился руководитель НУК «Машиностроительные технологии», до недавнего времени декан факультета МТ, заведующий кафедрой «Оборудование и технологии прокатки» Александр Колесников.

О прошлом

– Впервые серьезно к подготовке юбилея мы подошли в 2003 году – тогда МТ отмечал 135-летие. С того времени я увлекся историей факультета: читал много книг, разговаривал с ветеранами, искал документы в архивах – некоторые приказы даже переписывал от руки, мобильников с камерами тогда еще не было.

Летоисчисление факультета мы ведем с 1868 года. Тогда существовавшие с 1830 года учебные мастерские стали основой вуза – Императорского технического училища. В это же время была образована старейшая, а сейчас общеуниверситетская, кафедра МТ-13 «Технологии обработки материалов», которую создал профессор А.П. Гавриленко.

Я решил и о своей любимой кафедре прокатки разузнать побольше. Со времен А.И. Целикова у нас на кафедре стоял ряд рисованных портретов – все ходили мимо них и не особо обращали внимание. Мой взгляд зацепился за первый портрет, на котором был изображен профессор А.Г. Зиле. Начал расспрашивать о нем – никто ничего не знает. Потом я наткнулся на приказ по МВТУ от 1937–1938 учебного года, в котором перечислялся педагогический состав. Кафедра тогда называлась «Прокатно-волочильное производство», и ее заведующим, согласно этому приказу, был назначен Зиле, а Целиков был ее профессором. Затем я прочел статью Серго Орджоникидзе «Кто сконструировал и технически руководил постройкой первого советского блюминга». Из нее узнал, что одним из инженеров-конструкторов был профессор Зиле. Этот блюминг построили на Ижорском заводе, а имена проектировщиков несправедливо забыли по ряду политических причин. До этого я знал только о целиковском блюминге, который был создан в Ижевске несколькими годами позже и за который он получил Сталинскую премию. А ведь после запуска первого советского блюминга вся страна ликовала. Начали даже марки и значки выпускать с его изображением. А выдающийся инженер А. Г. Зиле на недолгий срок стал заведующим кафедрой прокатки в МВТУ, потом репрессирован, расстрелян, реабилитирован и оправдан.


Блюминг – прокатный стан. Инженерный комплекс, позволяющий прокатывать стальные заготовки квадратного сечения – блюмы. Блюминг, построенный на Ижорском заводе, обрабатывал 850 тыс. – 1 млн слитков в год. Это исполинское сооружение весило 1650 тонн.


Я много узнал об академике А. И. Целикове, его работе, жизни. Ездил вместе с преподавателями кафедры, сотрудниками ВНИИМЕТМАШ, представителями научной общественности Москвы в ту школу в Малаховке, где он учился, чтобы установить там мемориальную доску и в село Большое Высоко Ярославской области, откуда родом его семья. Я отношусь к личности Александра Ивановича Целикова с безмерным уважением его как человека, как профессионала, часто вспоминаю с большой благодарностью.

Помню такой случай. Однажды, когда я уже работал на кафедре, Целиков собрал нас и говорит: «Нам предлагают переехать в МИСиС». А у нас тесно было, люди устали работать в таких условиях. Мы, конечно, обрадовались, а потом спрашиваем: «Александр Иванович, а вы что думаете?». Он отвечает: «Понимаю, что сейчас нам трудно здесь, но я против. В МИСиСе нет такого сопромата». Я был еще совсем молодой, но помню повисшую тишину. До всех нас дошло: все великие сопроматчики сосредоточены здесь, и покидать эти стены нельзя.

Юбилей факультета – отличный повод, чтобы разобраться в своей истории, узнать о тех великих людях, которые заложили основы нашей инженерной школы.

150-летие мы отметили хорошо. И я доволен юбилеями других факультетов – «Энергомашиностроения» и «Специального машиностроения». Ревность и гонка за первенством – глупое дело. На каждом из факультетов за время подготовки нашли новые исторические факты, что уже хорошо – память нужно хранить и передавать.

О настоящем

Есть вещи, которыми я недоволен. Например, я не признаю повсеместную «бакалавризацию» и внедрение ЕГЭ. Единственное, что мы получили от этих реформ – общий упадок среднего образования и «недоспециалистов» высшего звена. Ведь теперь целью ставят не всестороннее развитие и обучение, а сдачу ЕГЭ. Что касается бакалавриата: невозможно за четыре года подготовить человека к серьезной работе. Ведь в эти четыре года надо втиснуть всю программу обучения, но в худшем качестве. А наука и развитие промышленности не стоят на месте и нам нужно не просто ознакомить наших питомцев с новшествами, а подготовить их к настоящей инженерной деятельности. Мы боремся и отстаиваем свою инженерную школу и шестилетнюю подготовку.

А что сейчас с диссертациями творится? Чтобы защитить докторскую, тебе надо найти трех оппонентов – они должны быть докторами наук и иметь как минимум 10 статей не просто по данному направлению, а по конкретной области изучения. И вот людям приходится бегать по городам и весям России – искать таких профессоров, а их осталось очень мало.

По поводу успеваемости. Задумайтесь, на каких общеуниверситетских кафедрах больше всего часов на освоение дисциплины? Не на сопромате и теормехе, а на физкультуре. Как-то я набрел на законы Спарты. Там сказано: рабы должны быть физически подготовленными и знать язык хозяина. Смешно и грустно одновременно. Самое интересное, что пользы особо нет: больше всего задолженностей именно по физкультуре. В молодости моим самым любимым делом было идти в спортзал, особенно когда все осточертеет. А сейчас многих ребят туда не загонишь – это ж надо было такую ненависть к предмету воспитать. Впрочем, может быть это просто ворчание старого профессора – скорее всего все наладится.

О будущем

Теперь много разговоров о новых технологиях, необходимости их внедрения. Такие лозунги я слышал не раз. Сейчас идет волна аддитивных технологий, а до этого была истерия с порошковой металлургией. И вот говорят: большая металлургия не нужна. Но мне сдается, что при нынешнем уровне жизни на планете – железо останется самым главным металлом. Трудно представить, что большую черную металлургию возьмут и просто уберут из жизни. Спрашивается: а из чего вы тогда будете делать железные дороги, автомобили, мосты, суда? Технический прогресс – это хорошо. Но все новое должно развиваться параллельно и занимать свое место рядом с традиционными технологиями.

Когда читаешь старые книги или научные статьи, то понимаешь – многое еще не изучено. Как много разработок было начато, и как много не доведено до конца. Начинаешь сопоставлять это с длиной человеческой жизни и анализировать исторические катаклизмы вроде войны или революции. Думаешь: вот только мы приблизились к какому-то научному открытию, а тут что-то происходит во внешнем мире, и технология уходит без следа. Все эти пертурбации в обществе сильно тормозят научную деятельность.

Почему МТ – главный? Несмотря на все исторические перипетии, сегодня факультет является слепком с любого самого современного машиностроительного предприятия. Здесь представлены практически все технологии, которыми мы пользуемся.

Но мне кажется, что и с машиностроением, и с нашим факультетом все будет хорошо.

МТ и 200-летний юбилей отпразднует, ведь это главный машиностроительный факультет страны. Почему главный? Несмотря на все исторические перипетии, сегодня он является слепком с любого самого современного машиностроительного предприятия. Здесь представлены практически все технологии, которыми мы пользуемся. Все заготовительное производство (прокатка, литье, обработка металлов давлением, термическая обработка), станочное оборудование, обработка резанием, технология машиностроения, метрология, сварочное производство, лазерные технологии (которые вышли когда-то из недр сварки, а сегодня уже на своей базе развивают аддитивные технологии), электронное машиностроение и даже реновация и промышленный дизайн – мы собрали у себя все традиционные и современные отрасли, соединили их в одном месте и фактически получили передовое предприятие. Поэтому о будущем факультета я не сильно беспокоюсь, он будет жить дальше и развиваться вместе с технологиями нового времени.

 

Записала Анастасия Троянова