МТ-2: работа в удовольствие

Никогда не рано заняться наукой

Без рубрики Автор

Олег Мальков, к.т.н., доцент кафедры «Инструментальная техника и технологии» (МТ-2) стал победителем конкурса «Лучший преподаватель Университета» в номинации «Лучший руководитель научно-исследовательской работой студентов, курсовых и выпускных квалификационных работ». Сегодня он делится своим опытом с читателями «Бауманца».

На нашей специальности НИРС (научно-исследовательская работа студента) включена в учебный план с девятого семестра, – говорит Олег Мальков. – Но, рассказывая студентам о современном уровне науки и о решаемых нами научных задачах, я вовлекаю их в серьезную работу значительно раньше. С теми, кто проявляет интерес, мы начинаем работать уже с третьего курса. И это очень полезно, поскольку такие студенты, взрослея и переходя на старшие курсы, уже хорошо понимают стоящие перед ними научные проблемы, прекрасно владеют материалом и успешно реализуют все свои способности.

– Получается, что вы сами себе увеличиваете учебную нагрузку?

– Не совсем. Моя система построена таким образом, что все студенты работают в связке с аспирантами. А я осуществляю общее руководство и контроль. На третьем курсе ко мне могут прийти все, кто захочет. Позже, при официальном распределении ребят по научным руководителям, такой демократии уже нет. Мы, конечно, на кафедре спрашиваем студентов, в какой области исследований они хотели бы работать, но решение принимает комиссия во главе с заведующим кафедрой.

– Однако НИРС в учебном плане начинается на пятом курсе, наверное, не случайно. Готовы ли третьекурсники к такой работе?

– Учебную работу кафедра начинает со студентами уже с третьего семестра. На четвертом семестре я веду курс «Основы компьютерного проектирования», поэтому, когда приглашаю ребят попробовать свои силы в научной работе, то ставлю вполне посильные задачи в соответствии с их возможностями. Позже, в восьмом семестре, я читаю курс «Основы научных исследований», что позволяет студентам получить знания, умения и навыки научной деятельности еще до начала официальной работы в рамках НИРС. А на шестом курсе провожу занятия по дисциплине «Физико-технические методы повышения эксплуатационных свойств инструментов», что позволяет использовать новые знания уже в работе над дипломным проектом.

– Справляются?

– Да, у нас замечательные студенты. По моим наблюдениям, около десяти процентов из них сильны настолько, что уже во время учебы способны самостоятельно ставить и решать сложные научные задачи. Сейчас я веду дипломы у нескольких хороших ребят, которые работают над серьезными проектами в сотрудничестве с аспирантами. Мы разрабатываем САПР резьбовых фрез. Студенты привлечены как к теоретическим, так и к экспериментальным исследованиям. Сейчас в этом направлении в России работают несколько научных школ. Задача очень актуальная. Тем приятнее отмечать, что у нас есть хорошие результаты. Мы с моими молодыми коллегами на базе экспериментальных исследований разрабатываем программное обеспечение, которое позволит производственникам интенсивно внедрять такой прогрессивный метод обработки, как резьбофрезерование. Активно публикуемся, и с сегодняшними дипломниками уже подготовили ряд статей.

– Руководство научно-исследовательской работой – это ваша служебная обязанность, а насколько больше приходится работать с талантливыми студентами?

– С хорошими студентами работаю очень много, но эта работа в удовольствие. Когда ребята видят реальное воплощение своего труда, научный аппетит разгорается еще сильнее, а выполненная работа получается более качественной и приносит моральное удовлетворение. И при этом студенты получают новые знания и навыки особенно эффективно.

– С чего начинается эта работа? Какой шаг для студентов должен стать первым? Чему вы их учите в самом начале?

– Первое – пытаюсь привить мысль, что не надо «изобретать велосипед», а нужно сначала посмотреть в источниках, что было сделано до нас. Во-вторых, ставлю простую посильную задачу, например, измерить параметры инструмента. Даю им тот инструмент, которым они будут заниматься, а они его измеряют, делают чертеж, осмысливают и, наконец, моделируют. Смоделировали, – значит, полностью представили, что это такое. А дальше – уже наука.

– Можно сказать, что у вас есть четкая схема организации работы со студентами. Сколько потребовалось времени, чтобы ее разработать и «обкатать»?

– Не буду приписывать себе ее создание. Я тоже был и студентом, и аспирантом. Мой руководитель А. В. Литвиненко, у которого я делал диссертацию, считал, что обязательно нужно работать со студентами. Я перенял это. Точнее – глубоко воспринял.

Чем сильнее студент, тем больше с ним необходимо работать.

Во-вторых, еще тогда я понял, насколько студент и аспирант полезны друг другу и в плане обучения, и в плане продвижения научной работы, и в плане ее реализации на всех уровнях – от работы своими руками на станке до развития целой научной школы. Кстати, потом, будучи выпускниками и добившись определенных успехов в карьере, они приглашают в учебные центры своих производств и компаний нынешних студентов. Проводят для них семинары, показывают производство, передают накопившийся опыт, рассказывают о наиболее острых проблемах, еще больше побуждая ребят заниматься научными исследованиями.

– Но для этого, наверное, приходится постоянно держать руку на пульсе?

– Да, контроль обязателен. Как минимум один раз в неделю мы встречаемся с ними и обсуждаем, что сделано за это время. Если даже самого хорошего студента не направлять, то он утонет в задачах, желая объять необъятное в рамках одного семестра. Кстати, я прошу студентов подойти ко мне и в случае, когда за неделю ничего не удалось сделать. Обычно это заставляет студента собраться и продолжить работу.

– Кажется, Эдиссон увольнял лаборантов, которые после выполнения задания подходили и спрашивали: «Что делать дальше?». Оставались те, кто самостоятельно развивал тему. А вы оставляете студентам возможность самостоятельно проявить себя?

– Конечно. Я ставлю перед ними именно творческие задачи. Стараюсь, чтобы они принимали участие в конкурсах. Дипломные проекты нескольких студентов в разные годы стали победителями и призерами на Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ. И на конкурсе НИРС ребята выигрывают. В этом процессе студенты реализуют много интересных собственных идей, которые становятся частью общей научной работы. Еще для развития интереса студентов к обучению мы проводим на кафедре конкурс на лучший курсовой проект и научно-исследовательскую работу. Подходим к этому ответственно. Бывает и так, что ни один курсовой проект лучшим не признаем, если нет новизны, оригинальности.

– Материально поощряете лучших?

– У кафедры теперь есть свои стипендии – за это большое спасибо  нашему выпускнику Илье Иорамишвили. Ими мы поощряем студентов за лучшие исследовательские работы.

– Творческие задачи, которые вы ставите перед студентами, как-нибудь учитывают их личные особенности и способности?

– Обязательно. Когда студенты приходят, я задаю вопрос: «Что хотите делать?».

Выбор широк – работать на станке, решать теоретическую, физическую или математическую задачу, заниматься компьютерным проектированием, программировать – пожалуйста. Главное – работать в удовольствие.

Вы знаете, сегодня современные станки с ЧПУ обслуживают высококвалифицированные инженеры. И многие студенты выбирают именно это направление. Опыт показывает, что как только студенты начинают работать руками, сразу лучше все понимают головой. Потом свои навыки выпускники реализуют на производстве, успешно строят карьеры.

– Инструментальная техника и технологии, станки и оборудование, заводские цеха и рабочие в черных комбинезонах… Все это ассоциируется с мужчинами. А у вас обучаются и девушки. Какую работу они выбирают?

– Девушки хорошо работают в науке. Некоторые выбирают работу на оборудовании и, можно сказать, влюбляются… в станок. Кстати, не надо думать, что это непомерная физическая нагрузка. Управлять станком не сложнее, чем автомобилем. Везде главное – голова. Никого ведь не удивляет хрупкая девушка за рулем мощного внедорожника.

– Какие перспективы у кафедры и ваших выпускников? Ведь все большей популярностью начинают пользоваться аддитивные технологии. Не вытеснят ли они станки и инструменты?

– У каждой специальности есть своя область применения. Что-то лучше «вырастить», а что-то эффективней обработать на металлорежущем оборудовании. Сейчас сосуществуют десятки методов обработки заготовок – и механические, и электрофизические, и прочие. И друг друга не вытесняют, а дополняют. Да и до масштабных использований аддитивных технологий еще далеко. Но наши выпускники работают и в этой области. Там пока не все хорошо. Свойства изготовленных деталей сильно разнятся от партии к партии. В космос, например,  такую деталь не пошлешь. Поэтому пока туда будут летать детали, обработанные на станках. Инструмент не только эффективно используют, но и работают над его совершенствованием буквально всем миром.

Востребованность наших инженеров подтверждает и статистика: 80 процентов выпускников работают по специальности, на инженерных должностях, имеют достойную зарплату и хорошие перспективы. Приведу пару конкретных примеров. Мой прошлогодний дипломник не только выполнял задачи, которые я перед ним ставил, но и предлагал свои идеи и решения. Сделал отличный диплом, и вдруг говорит: «Хочу идти на производство и работать за станком с ЧПУ». Я ему посоветовал предприятие. Работает. Начальник, кстати наш выпускник, на него не нахвалится и просит еще таких же специалистов. А другой выпускник работает в крупнейшей нефтесервисной компании. Недавно приезжал с вахты и сказал, что, возможно, скоро будет главным инженером.

Тем, что выпускников кафедры МТ-2 ценят и продвигают, они обязаны и обучению, привязанному к реальности, и побуждающим к работе руками и головой НИРСам, и реальным дипломам, которые здесь не исключение, а практика.

Беседовала Елена Емельянова