budushhee-mashinostroeniya-2

Ответственность за будущее должна быть общей

Без рубрики Автор

Юбилейная 10-я конференция «Будущее машиностроения» собрала более 1000 человек и свыше 300 конкурсных работ из 25 регионов России и 10 стран ближнего и дальнего зарубежья. Торжественное открытие прошло в форме панельной дискуссии, где говорили о главном – как нашей стране вновь занять лидирующие позиции в машиностроении.

По мнению выступавших, за прошедшее десятилетие вузы и предприятия окончательно повернулись лицом друг к другу: молодежь вновь пошла на производство, а в вузах стали лучше понимать, что именно нужно промышленности, в чем не дотягивает обучение, что надо сделать, чтобы молодых специалистов не переучивали и не доучивали на производстве. Стало больше и совместных научных разработок.
Первоначальная задача – наладить взаимодействие и найти понимание – была выполнена. Пришла пора обозначать новые цели. Темой нынешней конференции стала «Роль современного инженера в научно-технологическом развитии России».
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отметил, что сегодня молодежь в первую очередь интересуют условия труда и размер заработной платы.

Председатель совета директоров компании «Каскол» Сергей Недорослев решил провести экспресс-опрос и попросил поднять руку тех, кто считает, что нормальная зарплата после трех лет работы в КБ – 50 тысяч. Три руки. 80? Уже хоть и не лес рук, но много.
Насколько репрезентативен результат – судить сложно. Возможно, в зале собрались самые амбициозные и продвинутые, которым и 100 тысяч не так уж и много. А вот по рассказу главы «Уралвагонзавода» Александра Потапова, на его предприятии из 28 тысяч человек около шести тысяч – молодые специалисты, которые на начальном этапе получают 25–35 тысяч, а через два-три года хорошей работы – больше.

Однако зарплата – это производная от профессионализма и компетенций, без которых технологический прорыв невозможен. Еще один необходимый для такого прорыва фактор – работа на стыке различных наук. В нашем Университете это реализуется на базе научно-образовательных центров, где, по словам ректора Анатолия Александрова, есть возможность работать и мальчишкам, и академикам.

Владимир Гутенев подчеркнул, что всего 10 лет назад мечтой многих инженеров была работа системными аналитиками в банке. Там их сегодня все чаще заменяют машины – более производительные, меньше ошибающиеся, не требующие комфортных офисов. Но нужно серьезнее разрабатывать собственное программное обеспечение. Оно сегодня становится более страшным оружием, чем ядерное. ИТ-технологии помогут решить главную задачу – сформировать новое мировоззрение инженера, создать научно-техническую элиту страны.

Именно такое мировоззрение, опирающееся на знания, позволит молодежи стартовать «по-ракетному», быстро достигая завидных высот и признания. Примеры тому есть. По словам Владимира Гутенева, после прошлогодней конференции 17 молодых специалистов вошли в экспертный совет Госдумы по авиации и космосу. «Уверен, что и эта конференция многим из вас даст путевку в большую жизнь», – выразил надежду Гутенев.

Инженер – профессия конкретная. Поэтому на конференции не могла не зайти речь о том, что же, собственно, нового и прорывного сделали инженеры за последние 10–20 лет и чем собираются удивлять в ближайшее время. Как оказалось, много чего.
Участвующий в дискуссии первый вице-президент ПАО «ОАК» Александр Туляков отметил, что кроме уже завоевавшего популярность «Суперджета-100» есть и другие наработки в области авиастроения. Испытательные полеты проходит МС-21. Этот, новейший по своим техническим характеристикам, самолет превосходит прямых конкурентов – Эйрбас-320 и Боинг-737. Это позволяет надеяться на масштабные поставки как на внутренний, так и на зарубежный рынки.

В ближайшее время начнется совместная российско-китайская разработка широкофюзеляжного самолета. Планируется, что он взлетит уже в 2025 году. К этому же времени больше половины выпускаемых самолетов будут гражданскими, и Россия вернет репутацию крупнейшего производителя и поставщика гражданской авиационной техники.
Есть достижения и на земле. На предприятиях появляются и работают наши новые станки, в частности, от компании «Каскол». Председатель совета директоров фирмы Сергей Недорослев утверждает, что они точные и надежные. В это поверили, это проверили на деле и остались довольны результатом те же авиастроители. «Каскол» совместно с группой «Стан, сделали пятиосевые станки с ЧПУ, которые сейчас проходят тестовые испытания.

Цель проведения таких конференций на вузовской площадке не только «материальная» – выявление трендов и путей развития машиностроения – но и эмоциональная. Очень важно, по словам ректора Александрова, «видеть молодые горящие глаза. Пока они есть, мы понимаем, что мы со всем справимся. Я поздравляю вас с тем, что вы принимаете от нас эту эстафетную палочку. Я очень бы не хотел, чтобы вы только на одном энтузиазме работали, строили будущее. Мы у себя и на предприятиях ОПК должны создавать достойные условия. Ответственность за будущее должна быть общей».

Елена Емельянова