Делать дело

Без рубрики Автор

Недавно Дмитрию Попову исполнилось 90 лет.

Дмитрий Николаевич – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, член международной ассоциации по непрерывному инженерному образованию. Главный научный сотрудник НУК «Э». Возглавляет научное направление по управлению в гидро- и пневмосистемах и нестационарной гидромеханике. Им подготовлено около 40 кандидатов технических наук, три доктора наук. Поповым разработан учебно-исследовательский комплекс по дисциплинам «Управление в технических системах» и «Динамика гидро- и пневмосистем», под его руководством и при непосредственным участии создана учебно-исследовательская лаборатория «Динамика и регулирование гидро- и пневмосистем». Дмитрий Николаевич участвовал в организации подготовки специалистов по профилю кафедры в вузах России и ближнего зарубежья.

Почти 70 лет, как Дмитрий Попов работает в МГТУ имени Н.Э. Баумана на кафедре «Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика» (Э10).

Его, еще молодого инженера, заметил в ВИГМе (Всесоюзный научно-исследовательский институт гидромашиностроения, а ныне – НПО «Гидромаш) основатель кафедры, легендарный Иван Иванович Куколевский, плотно сотрудничавший с этим институтом. Куколевский, который жестко следовал принципу, что преподавать студентам должен только тот, кто в этой области работает, пригласил Попова, по совместительству с основной работой, читать курс по автоматическим регуляторам. Время показало, что выбор был сделан абсолютно верный – Дмитрий Николаевич создал свой курс, и по его учебникам до сих пор учатся не только студенты-бауманцы.

– Мне нравилось преподавать. Я сам был молодой, и у меня складывались хорошие отношения со студентами, – вспоминает Дмитрий Николаевич. – Окончательно я перешел на работу в МГТУ в 1960 году, после постановления Хрущева, запрещающего совместительство.

К тому времени Попов уже защитил кандидатскую. Хорошие отношения со студентами у него сохраняются до сих пор. Все, кто у него учился, говорят самые добрые слова в его адрес: «Отличный лектор, знающий преподаватель, спокойный человек». Вот и от студентов он требует тех же качеств – умения изложить материал, показать его понимание и… хладнокровия, особенно на экзамене.

– Я считаю, что экзамен должен проходить спокойно, – говорит он. – Не люблю, когда студенты боятся, дрожат. Человек превращается в какого-то неврастеника. Я разрешаю на экзамене пользоваться конспектом. Но вопросы в билетах формулирую так, что просто списать нельзя. Надо разобраться в поставленной задаче. Я говорю студентам: «В реальной работе вы не будете все делать по памяти – вы обязательно будете пользоваться справочниками. Поэтому считайте, что пользование литературой, конспектами на экзамене – это та же работа. Если вы слушали мой курс и прошли лабораторные работы, плюс возможность пользоваться конспектами, значит, обязательно ответите». Так я принимаю до сих пор. Всего два-три раза у меня были случаи, когда я не принял экзамен.

Десятилетия преподавательской деятельности позволяют моему собеседнику объективно сравнить разные поколения студентов. По его мнению, они как были, так и остаются молодыми, упорными, способными.

– Почти из каждого моего выпуска ребята поступают в аспирантуру. Кое-кто сейчас работает за границей. Причем на руководящих постах – заведуют кафедрами. Это приятно. Почти все ребята высокого уровня мышления. Сейчас оценка работы и студента, и преподавателя часто излишне формализована.

По словам Дмитрия Николаевича, в годы Куколевского и сменившего его на посту заведующего кафедрой профессора Сергея Сергеевича Руднева, общий тон кафедры был интеллигентный, и все подтягивались к этому стилю.

– У нас был девиз: «Прежде всего, надо делать дело», – говорит он. – А помогало работе общее взаимопонимание. Сейчас возрождается не интеллигентность, а предприимчивость. А это не всегда хорошо.

Такие изменения, конечно, не могут радовать человека, что называется, «старой закалки» – интеллигента, для которого внимание, проявляемое человеком к человеку, самое естественное чувство. Наверное, именно поэтому он прежде всего и заметил это качество у президента России Владимира Путина, с которым довелось встретиться в стенах Университета.

– Во время визита в МГТУ Путин случайно зашел ко мне на лекцию, – рассказывает Попов. – Впечатление от него осталось, как от человека легкого и доброжелательного. У него контактная манера. Он вошел и сразу поздоровался за руку. Я рассказал, какую читаю лекцию, как она проходит. Он внимательно слушал. Сохранилась фотография, запечатлевшая это.

Во время разговора Дмитрий Николаевич постоянно возвращался к одной и той же теме – как важно для него было общение с такими людьми, как Куколевский, Руднев, Мишке. Память о них он хранит, как главное свое богатство. «Очень хочется, – говорит Попов, – чтобы духовная жизнь в нашем Университете развивалась с учетом исторического наследия, оставленного нам предшественниками, и глубокой культуры. Пока в МГТУ такой стиль сохраняется, и главное – не утратить его».

Известно, что большое видится на расстоянии. Мы ежедневно радуемся позитивным изменениям у нас в вузе, но, возможно, не замечаем и некоторых утрат, а, может, и не догадываемся о них потому, что просто не жили в другие времена. Тем интереснее и важнее воспоминания и советы патриархов нашего Университета.

Елена Емельянова