gostinitsa-moskva

К 870-ЛЕТИЮ МОСКВЫ: Символы столицы, созданные бауманцами  

Без рубрики Автор

(Окончание. Первая часть материала опубликована в апрельском номере «Бауманца»)

 А. Г. Мордвинов, занявший после войны пост президента Академии архитектуры, оставил большой след в формировании облика города. Он построил монументальные жилые дома №№ 4, 6, 8, 15–17 в начале Тверской улицы (1937–1940), дома №№ 18, 20, 21, 23–26, 28 (1939–1940) на Ленинском проспекте, дома №№ 28–34 (1940–1941) на Фрунзенской набережной. Он же – автор самой последней из знаменитых послевоенных «высоток» – гостиницы «Украина» (1957), одного из самых красивых и стройных зданий города. Инженерные расчеты построек Мордвинова неизменно выполнял инженер-строитель П. А. Красильников, выпускник 1928 года. Соавтором Мордвинова по проектированию жилых корпусов был В. Г. Калиш, выпускник 1925 года.

Один из самых известных символов Москвы находится в центре, в двух сотнях метров от Кремля. Это гостиница «Москва» (1939); ее авторы – Л. И. Савельев, выпускник 1926 года, и уже известный нам О. А. Стапран. Коробка здания по их проекту уже стояла, когда из-за смены концепции устройства центра города было решено изменить облик гостиницы. Главный вход с мощным порталом, располагавшийся тогда со стороны Охотного ряда и смотревший на здание, где сейчас работает Государственная Дума, распорядились перенести на нынешнее место, со стороны Манежа, и добавить декоративные элементы на ее стены. Для реализации этой идеи в качестве руководителя проекта пригласили маститого архитектора А. В. Щусева, автора проектов мавзолея на Красной площади и Казанского вокзала, в 1920-е годы преподававшего в МВТУ. К поручению он отнесся весьма бережно, сохранив архитектуру здания, ограничившись переносом главного входа, добавлением боковых балконов и наведением неброского декора. При этом Стапран после назначения Щусева главным архитектором проекта стал его заместителем, оставшись в руководстве стройки.

Именно тогда появилась известная многим асимметрия фасада гостиницы: правая и левая башни отличаются количеством окон, их расположением и формой. Из-за этого возникла легенда о том, что проект якобы подали на утверждение Сталину, изобразив на одном листе два варианта фасада, разделенные только осевой линией, а он, ничего не поняв, подписал его посередине, поставив в тупик строителей, которые не знали, какой же вариант выбран. Потому им пришлось строить гостиницу с перекошенным фасадом, что мы и видим теперь. На самом же деле Сталин никогда не утверждал проекты отдельных зданий. Нынешний фасад гостиницы спроектировали таким архитекторы, поскольку он изначально являлся не центральным, а боковым, который и не должен быть симметричным; после переноса фасада его не стали переделывать из-за технических сложностей: коробка здания уже была готова. В 2004 году гостиницу снесли, построив на том же месте здание из современных материалов, но полностью сохранив его внешний облик.

Мало кто знает, что на этикетке всемирно известной водки «Столичная» изображена именно гостиница «Москва». Говорят, что автор рисунка нередко сиживал в ресторане гостиницы «Националь» на углу Тверской и Моховой улиц, любовался величественным обликом творения наших выпускников и запечатлел его в этом ракурсе.

В завершение вспомним еще об одном строении на Малой Красносельской улице, дом 7. Оно не относится к символам Москвы, но его облик, созданный выпускником 1878 года Б. Н. Шнаубертом, теперь известен далеко за пределами России. Это здание правления концерна «Бабаевский» (1902), построенное для товарищества «Абрикосов и сыновья» – старейшего кондитерского предприятия России. Изображение его фасада теперь украшает упаковки всех видов продукции концерна: коробки знаменитого «Ассорти», обертки плиток шоколада и даже фантики самых маленьких конфет. Рисунок фасада в овале, ставший торговой маркой концерна, сделал эти сладости узнаваемыми едва ли не во всем мире.

Так выпускники МВТУ внесли свою лепту в создание образа столицы, любимого десятками миллионов людей в прошлом и в настоящем. Позже облик двух зданий лег в основу торговых марок, заслуживших мировую славу.

Это – наиболее заметная, но лишь небольшая часть архитектурных творений выпускников МВТУ разных лет. Более подробный рассказ о работах бауманцев в Москве будет опубликован в журнале МГТУ им. Н.Э. Баумана «Инженер».

 

Александр Демин,

кандидат философских наук,

помощник президента МГТУ имени Н. Э. Баумана