Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

483627

Зачем будущему инженеру знания о культуре?

Без рубрики Автор

Этот вопрос задают всем второкурсникам в самом начале занятий по культурологии. Нередко студенты, не понимая, что хотят от них услышать, потерянно отвечают: «Для общего развития». Расплывчато звучит, не правда ли?

Какую цель преследует университет, вводя в учебный план культурологию? Если всестороннее развитие, тогда почему бы не ввести чтение классической литературы, не менее полезное в этом отношении? В чем ценность знания о культуре и почему без него в 21 веке профессионалу не обойтись?

Прежде всего, определим, о чем идет речь, ведь понятие культуры очень широко и имеет множество определений. Давайте рассмотрим культуру как совокупность достижений человечества в различных сферах деятельности.

Сегодня любая из культурных составляющих: спорт, наука, политика, религия, художественное искусство, образование – все, чем бы ни занялся человек – во всем ему сегодня помогает техника. Но может ли оказаться эта помощь медвежьей услугой?

Техника преобразует окружающую среду, упорядочивая ее элементы, создает внутри нее искусственный синтетический мир – техносферу, который непосредственно взаимодействует  с биосферой. В конечном счете техника влияет на человека и меняет его. С другой стороны, человек сам по себе является не только создателем, но и продуктом культуры. То есть посредством техники происходит постоянное преобразование культуры. Выходит, что инженер, как создатель техники, является и создателем культуры.

В последние десятилетия человечество совершило 80–90% открытий, сделанных за всю свою историю. На заре этого технического бума люди не осознавали, какие глобальные перемены обществу могут принести эти разработки. Сейчас же выявилось огромное количество рисков, связанных с ними. Сегодня инженер обязан быть осторожным, выпуская в мир свое новое детище. Но до этого всегда честно спрашивать себя: «Какие могут быть последствия?»

Любые последствия в конечном счете – это результат взаимодействия различных элементов культуры. Предвидеть этот результат возможно, только понимая механизм и закономерности этих взаимодействий.

Сегодня инженерная деятельность уже выходит за пределы конструирования только автоматизированных комплексов и уже ориентируется на создание не отдельных машин, а – социотехнических систем. Инженеры все чаще занимаются проектированием не просто человеко-машинных связей на машинном производстве (станок-оператор), а именно человеческих отношений – например, обучение кадров, обслуживание, создание социальной инфраструктуры. Создание современной техники – проектная деятельность, в которой соединены технические, гуманитарные, организационные, социокультурные аспекты, знание которых не просто обязательно, а необходимо для современного инженера.

При этом обыденного, бытового знания о культуре абсолютно недостаточно, чтобы человек с техническим образованием мог выпустить свое сложное техническое изобретение в современный мир. Ведь нередко люди считают культурой картины, музыку или традиции народов, которые сами по себе являются всего лишь отражением культуры в определенное время в определенном обществе. Такое понимание культуры неадекватно действительности. Поэтому современному специалисту необходимо именно научное понимание культуры. Естественно, что за один семестр невозможно охватить все. Но за этот семестр человек способен разобраться в структуре культуры и различных подходах к ее изучению, получить источники информации. В конце концов, для перспективного думающего студента этого времени достаточно, чтобы задуматься и встать на колею, оказавшись на которой, он сам осознанно продолжит углублять свои знания.

 

В шутку и всерьез из эссе студентов 2 курса «Зачем будущему инженеру знания о культуре»

«Товары, производимые инженерами, используются во многих странах мира с различными традициями и устоями. Чтобы инженерные разработки были востребованы, нужно учитывать культуру этих стран. А чтобы ее учитывать, ее нужно знать».

«Если вдруг случится какой-нибудь форс-мажор, например, увольнение, вчерашний инженер вполне может идти трудоустраиваться экскурсоводом».

«Инженерная деятельность сформировала огромное профессиональное сообщество, включающее в себя множество людей разных культур. Для комфортного сотрудничества инженер должен знать культуру народов, к которым принадлежат его коллеги, чтобы на почве этих знаний выстроить с ними уважительные отношения».

«Инженеры взаимодействуют с представителями других специальностей, поэтому им необходимы знания из смежных областей деятельности».

«На мой взгляд, культура – это, прежде всего, поведение человека. Человек с техническим образованием должен знать нормы этикета. Разве красиво будет, если инженер зайдет в помещение в грязной обуви и, не снимая головного убора, начнет рассказывать о своих будущих проектах? Приятного здесь мало, я уверяю!»

«Будущая профессиональная деятельность осуществляется в социокультурной среде. Знание механизмов работы и процессов внутри этой среды поможет объяснить причины появления новых проблем, и успешно найти их решение».

«Когда инженер лишен понятия о культуре, он может не только не принести пользу, но и нанести огромный вред человечеству своими изобретениями. Есть два примера: Сергей Павлович Королев и Джулиус Роберт Оппенгеймер; в одном случае мы отчетливо видим, как инженер раздвинул наше понятие о мире и воплотил наши мечты о космических полетах; в другом случае – как человек способен изуродовать понятие о науке, создав оружие, способное уничтожить Землю».

Материал подготовила Дарья Баканова

 

Вернуться Наверх