Официальный сайт газеты МГТУ имени Н. Э. Баумана

hanze-student-laptop

Высшее образование: реальность и перспективы

Наука Автор

Университет, как любой социальный институт, формирует собственные установки и образцы поведения, имеет специфическую идеологию, закрепленную в устных и письменных кодексах, его структуру образует совокупность определенных статусов и ролей. Для меня, как социолога и специалиста, начинающего свою педагогическую деятельность, наибольший интерес представляет, с одной стороны, структура социальных связей и отношений, с другой – место преподавателя в этой структуре и в университете в целом. Если рассматривать выделенные грани, то прошлое, настоящее и будущее университета предстает в виде трех образов: сообщество – симулякр – сеть.

Университет вчера: сообщество

История университетского образования насчитывает более 900 лет в Европе и около 300 в России. За это время облик социального института претерпел множество изменений: трансформировались принципы устройства, содержание передаваемого знания, базовые ценности. Университет наших дней представляет собой наследие прошлого: эта модель соответствует этимологии слова «университет», восходящего к латинскому «universitas» – общность. Университет – это сообщество преподавателей и студентов, занимающих определенные статусы и играющих различные роли, чья деятельность подчинена общей цели. Это сообщество элитарно (университетское образование доступно не всем), что делает передаваемое в нем знание сакральным. Университет – не цех по подготовке специалистов узкого профиля, а сообщество, объединенное духовно с целью обучения и воспитания личности. С этим связано неформальное название высших учебных заведений – альма-матер. Преподаватель в этом сообществе занимает особое место – это наставник, носитель если не уникального, то элитарного знания. С течением времени в развитии университетского образования прослеживаются тенденции к секуляризации, стандартизации и специализации. Университет из сообщества превращается в симулякр сообщества.

Университет сегодня: симулякр

Описанная выше модель вполне подходит для характеристики современного университета, с той только разницей, что сегодня воспроизводится образ, а не само сообщество. Многие практики неотличимы от классической университетской модели, однако, за неимением смысла, они становятся симулякрами. Так, с развитием компьютерных и интернет-технологий простая трансляция информации от преподавателя к студентам становится неактуальной, однако она продолжает осуществляться за счет сохранения системы статусов и норм, регламентирующих ролевое поведение участников. Статус преподавателя также представляет собой образ, напрямую зависящий от показателей его эффективности: числа публикаций, званий, успеваемости студентов. Симулируется фундаментальность образования путем механического расширения направлений подготовки. По отношению к образованию сегодня применимо понятие «престижа», определяемого «имиджем» университета. С учетом происходящих изменений традиционный статус преподавателя оказывается под угрозой, и встает вопрос о том, какую роль будет играть преподаватель в будущем.

Университет завтра: сеть

Приведу простой пример: сегодня все большая часть обмена информацией между преподавателем и студентом перемещается в интернет-пространство, задающее свои образцы и правила поведения. Это изменяет весь процесс преподавания: оно становится интерактивным, от трансляции мы переходим к взаимодействию. Но не только информационные и компьютерные технологии задают модель нового университета. Современные студенты испытывают на себе воздействие, с одной стороны, процесса специализации, начинающегося еще в школе (открытие профильных классов, разделение ЕГЭ на базовый и профильный уровни), а с другой – тенденции к междисциплинарности образования. Формируются новые требования к преподавателю: это должен быть специалист, способный на примере показать практическую полезность приобретаемого студентом знания. При этом само знание не должно носить догматический характер: социализация современной молодежи протекает в условиях переизбытка информации, как результат – неприятие абсолютных истин. Оптимальной структурой отношений представляется сеть, участники которой занимают относительно равное положение, передача и получение знаний между ними осуществляется в форме взаимодействия для решения конкретной задачи. Вопрос о возможности реализации данной модели в рамках университетского образования остается открытым.

Каким будет «завтра» университета в целом и преподавателя в частности, зависит от того, насколько оперативно данный социальный институт будет реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Необходимость адаптации очевидна, однако этот процесс должен быть контролируемым, основанным на четком разграничении устаревшего и непреходящего.

Автор эссе Любовь МИКЛИНА,

ассистент кафедры «Социологии и культурология»

Последнее в разделе Наука

stal-2

Как закаляется сталь

  Сталь можно закалить разными способами. От примитивного – охлаждением раскаленной заготовки
nauka-budushhego-2

Чистая победа

Блестяще закончилось выступление аспирантки кафедры Э-9 Екатерины Антоновой на конференции «Наука будущего
Вернуться Наверх