ParusnyiSport_1

«Красивый», «романтичный», «умный», «мужественный» и «техничный»…

Спорт Автор

И это все о нем, о парусном спорте, – говорит доцент кафедры Э10 Владимир Пильгунов, яхтенный капитан, мастер спорта по парусу. – Те, кто видят в нем только романтику, надолго у нас не задерживаются. Прежде всего, это технический вид спорта, и от яхтсмена требуется умение принимать быстрые и верные решения.

Владимир Пильгунов знает, о чем говорит – 57 лет своей жизни,с тех пор как первокурсником пришел в секцию, он отдал этому виду спорта.

Отдать швартовы

– Сначала мы базировались в «Буревестнике» на Хлебниковском водохранилище, –рассказывает Пильгунов. – Наш флот был маленький – всего пять вымпелов (так называют единицу флота). Позже МВТУ взяло в аренду станцию «Рыболов-спортсмен» на Пироговском водохранилище: у нас появился свой яхт-клуб, сами построили причалы и эллинг (помещение для постройки или ремонта судов на берегу – Ред.). Бурный расцвет парусного спорта в университете пришелся на 1961–1979гг. В это время купили яхты «Летучий голландец», «Финн», швертботы-тройки класса «М», катамаран. К 79-му году у нас было около 20 вымпелов разного класса. Когда приобрели милицейские катера, стали развивать и водно-моторные виды спорта. С появлением катеров возникла и одна из первых в Москве секция водных лыж.

– Катера были, а лыжи –не купить, – вспоминает Владимир Николаевич. – Делали из сосновой доски: распаривали ее в бочке с горячей водой и загибали носки. Из автомобильных камер делали крепления для ног – «галоши». Появились специальные буксировщики для водных лыж. Таким образом, секция парусного спорта стала основой, вокруг которой сплотились водномоторники и воднолыжники. Летом к нам в палаточный лагерь очень любили приезжать пловцы, борцы, боксеры. Я был председателем секции с 1962 по 1970 год. Секция была многочисленной – до 60 яхтсменов. Работала школа яхтенного рулевого, проводились регулярные тренировки. Мы развивались, занимали призовые места. Как говорится, жизнь кипела!

Беда пришла, откуда не ждали. Руководству Ждановского райисполкома потребовалась наша территория– пришлось вернуться в родной «Буревестник»

На абордаж

Еще один удар был нанесен«лихими девяностыми». Постепенно материальная часть секции морально и физически старела, суда куда-то «уплывали». Люди, которые хотели серьезно заниматься парусным спортом, стали разбегаться.

В это время в Россию начали поступать крейсерско-гоночные суда, предназначенные для морских гонок на дальние расстояния с большим экипажем. Появилась такая яхта и в МВТУ. Новая крейсерская яхта под названием «Фок» – всепогодное парусное крейсерско-гоночное судно водоизмещением три тонны, без ограничения района и времени плавания, оборудованное шестью спальными местами для членов экипажа, камбузом и даже гальюном с душем.

Владимир Пильгунов всегда был гонщиком – гонялся на яхтах олимпийского класса «Торнадо», «Звездник» –и переходить на «плавучую дачу» ему было морально неуютно, но пришлось.

ParusnyiSport_2

На всех парусах

Во многом благодаря Пильгунову парусный спорт в МГТУ жив, продолжается подготовка новичков-яхтсменов.

– Весной я всегда вывешиваю объявления о новом наборе в экипаж, – рассказывает Владимир Николаевич. – Предпочитаю ребят с первых курсов, чтобы хватило времени приобщить их к морскому делу и как следует обкатать. Приходит человек 15, а остаются два-три. Кто-то не в состоянии выполнять тяжелую матросскую работу, кто-то не умеет быстро соображать, некоторые катаются, а не гоняются. Кроме этого, нужно обладать еще и мужеством – без него пропадешь в сложных морских условиях, быть закаленным –не чихать после гонки в шторм. Начинаю обучение с теории парусного спорта – сложной науки с элементами гидроаэродинамики, основами метеорологии и спутниковой навигации. Потом курсанты участвуют в «весенних судовых работах» – готовят яхту к спуску на воду. Обычно с 10 мая начинаем тренировки на воде и продолжаем их до середины октября.Обучаю будущих яхтсменов с помощью основного экипажа «Фока». Постепенно матросы становятся яхтенными рулевыми, которым я могу доверить не только яхту, но и свою жизнь.

Попутного ветра

Парус ассоциируется с морскими путешествиями. И новички мечтают о них – хотят отправиться если и не в кругосветку, то хотя бы на ближайшие большие водоемы.Как только они становятся более-менее грамотными, капитан выводит их в крейсерское многодневное плавание.

– Если сложится, – говорит Пильгунов, –то в этом году опять сходим на Волгу до Рыбинска, мимо колоколов Углича. Я обещал ребятам, и они очень ждут этого. Костяк опытных, кому я могу спокойно доверить руль, у меня есть. Это важно. На капитане лежит большая ответственность. И на матросах тоже. Спорт тяжелый. Поэтому те, кто слабее – сами уходят, а те, кто покрепче – не обращают внимания на мою строгость: работают со мной и изучают морское дело.

Елена Емельянова