Слова из популярной песни как нельзя лучше подходят для характеристики распределенного студенческого конструкторского бюро, созданного по инициативе профессора кафедры «Поршневые двигатели» Дмитрия Онищенко.
– СКБ – студенческое конструкторское бюро – аббревиатура с давних пор известная в Университете. Популярна у нас и ее разновидность – СПКБ, где «П» означает «проектное». У вас что-то не очень понятное – «распределенное» КБ. Что скрывается за этим словом?
– Накрывшая мир пандемия кардинально повлияла на организацию работы всех. Ученые и студенты были вынуждены в массовом порядке осваивать новую форму взаимодействия – удаленку: не только лекции и семинары, но даже экзамены и научные исследования «перекочевали» в компьютеры. Стало возможно, не выходя из общежития или квартиры, не приезжая в Университет, продолжать эффективно работать. При этом расстояние между людьми не играет никакой роли.
Раз так, то мы решили сделать следующий шаг: выйти за пределы Москвы и «удлинить удаленку» – подключить к работам, ведущимся студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана, студентов других технических университетов России. А раз ребята, которые входят в наше КБ, «распределены» по разным городам, то и само КБ – тоже распределенное.
– Логика понятна – раз расстояние не играет никакой роли, то подключить можно кого угодно и откуда угодно. Но встает вопрос: «Вам-то это зачем? Своих забот не хватает?»
– Разговоры о смене технологического уклада и о необходимости соответствовать его вызовам – набили оскомину. Но это действительно так. Решение вопроса – подготовка инженеров нового типа.
Бауманский университет – признанный флагман российского технического образования. Поэтому мы решили помочь другим вузам. Хорошо было бы, чтобы их студенты тоже имели доступ к лучшим образовательным продуктам, к научному мнению в столичных и региональных университетах. Добиться того, чтобы студенты любых регионов получили равные возможности для своего роста.
– Намерение ясное и, без пафоса, благородное. Но почему вы думаете, что в ваше КБ захотят влиться студенты из дали дальней? Перефразирую свой предыдущий вопрос: «Им-то это зачем? Своих забот не хватает?»
– Хватает. Но мы предложили им интереснейшее дело – своими руками (и мозгами, конечно) создать новый автомобиль. Свой. А чтобы дать толчок, чтобы дело пошло, мы безвозмездно передали новенькие кузова бауманского родстера «Крым» более чем десяти университетам в самых разных регионах – от Тулы и Ярославля до Питера и Урала. Ребята начнут не с нуля, кузов – самая важная и дорогостоящая часть легкового автомобиля. Им остается «начинить» ее содержимым. Когда они будут заниматься родстером, то их компетенции возрастут. Это и есть практико-ориентированное (или проектное) обучение. В результате они смогут, даже во время учебы, принимать участие и в других проектах, где будет либо государственный, либо частный заказчик. Мы, например, уже начали не только получать коммерческие заказы со стороны, но и делиться ими с нашими партнерами в других вузах.
– Очень интересно. С этого места, пожалуйста, поподробнее.
– К нам в Бауманку обратилась фирма, которая проектирует и изготавливает силовой обвес для самых разных российских и зарубежных легковых автомобилей, – попросила взять на себя часть их работы. Мы были вполне способны в одиночку справиться с этим заданием, но, по логике развития нашего распределенного межвузовского студенческого КБ, решили поделиться этой работой с ребятами из других университетов: Санкт-Петербургского политеха и Ярославского государственного технического университета.
– А зачем устойчиво работающей фирме потребовались студенты?
– То, что она делает – не массовый продукт. Каждое изделие нужно отдельно конструировать. Быстро обеспечить это силами их собственного КБ – сложно. Придется увеличить штат, обучить новых конструкторов, найти для них новые помещения. Это большие материальные, организационные, временные затраты. Вот и возникла идея привлечь обученную, заинтересованную, готовую к творчеству талантливую молодежь.
Наше распределенное КБ (человек по 10–20 в каждом вузе) может обеспечить оперативное и качественное выполнение конструкторских разработок, позволив производству заниматься непосредственно выпуском продукции.
– Это разговор о сторонних заказах. А что с родстером «Крым», кузова которого вы подарили многим вузам?
– Работа уже началась, например, в ЯГТУ, ЮРГПУ (НПИ), СПбГАСУ, КГУ и других. Пандемия, конечно, тормозит процесс, но это живое дело – ребята находят возможности заниматься им даже сейчас. Например, Ярославский университет уже приобрел «Калину»-«донора». В ближайшее время мы продолжим изготавливать и отправлять рамы участникам нашей корпорации.
– Они будут повторять ваш путь?
– Конечно, нет. Мы, спроектировав свой автомобиль на базе компонентов «Калины», доказали, что столь сложная работа студентам по плечу. Но наша конструкторско-технологическая база позволит ребятам в других вузах проектировать и разрабатывать прототипы совершенно других автомобилей, используя и объединяя компетенции инженерных школ разных университетов. Как по дизайну, так и по выбору подвесок, типов силовых установок, автоматической коробки. Это может быть и гибридная энергетическая установка, и автомобиль на топливных элементах, и многое другое.
У каждого университета есть на этот счет свои идеи. Некоторые из них очень смелые, но я не готов их раскрывать – пока секрет. Чем больше будет вариантов, тем шире будет представлена продукция нашего межвузовского объединения.
– Велико ли оно, это объединение?
– Пока речь идет о сотрудничестве 20 вузов. Оно стартовало с форума, который мы провели в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) совместно с ЦИАМом (Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова). Сделан важный шаг: создан коллектив единомышленников, взаимодействие вузов уже началось.
Нашим ментором в автомобильном направлении, наземной технике и энергетических установок станет НАМИ. Его менторство как организации с богатым опытом – неоценимо. Оно повысит мотивацию наших участников, выявит общие слабые стороны, поможет развитию стратегии дальнейшего движения. Ведь менторы не учат, а делятся собственным опытом и тем, что они вынесли из этого опыта.
Беседовала Елена Емельянова