proizvodstvo-min-v-masterskih-1941g-3

Мины на 150-200 % выше нормы

История Автор

Как только началась война, многие мастерские и кафедры Училища были переоборудованы в мастерские по производству вооружения и боеприпасов. Точно так же начались разработка и освоение технологии первого противотанкового ружья. Кафедра АМ-6 взялась за ковку и штамповку заготовок для противотанкового ружья, заготовок стабилизаторов и крышек к минам.

Из воспоминаний заведующего кафедрой АМ-2, профессора, д. т. н., члена Латвийской академии наук Г.И. Грановского и С.Ф. Алешина, бывшего во время войны начальником инструментального цеха факультета:
«В августе 1941 года коллективу наших кафедр было поручено освоить технологию изготовления первого противотанкового ружья. Мы освоили производство в течение одного месяца. Этих ружей в стенах нашего Училища было выпущено около 300 штук. Первые же 20 штук отлично зарекомендовали себя в боях с немецкими захватчиками под Волоколамском.

В октябре началось изготовление форм для кокильного литья мин. На смену ушедшим на фронт рабочим пришли ученики подшефной школы № 358. Работали круглосуточно по 12 часов. Спали тут же, в аудиториях. Производство сохранялось в период всей войны – до 1945 года».

Доцент М.П. Малевский, который в годы Великой Отечественной войны работал в стенах Училища и непосредственно занимался изготовлением противотанковых ружей, а еще выполнял чертежи и все эскизы на обработку ствольной коробки, рассказывал: «Изготовлению этого вида оружия уделялось большое внимание. Это видно из того, что в нашу лабораторию неоднократно приезжал генерал-полковник Яковлев, начальник главного артиллерийского управления. Пристрелка ружья велась в подвалах нашего Училища. Мы убедились, что пуля прекрасно пробивает броню. Из стен Училища ружья отправлялись прямо на фронт».

Кафедра АМ-6 во время войны была переоборудована в кузнечный цех. В декабре 1941 года здесь из старых рабочих осталось лишь двое: И.Г. Тарасов и Е.В. Розанов. Евгений Васильевич вспоминает: «Из-за нехватки кадров брали рабочих со стороны. В основном это были ребята 15-16 лет. Уставали они очень. Но заметишь, что кто-то работает с холодком, подойдешь к нему и скажешь: “Что ж ты работаешь сегодня хуже, чем твой друг?” И порой этого было достаточно, чтобы мальчишка с азартом брался за работу. Ребята были шумные, веселые, озорные, как и все подростки. Смех и шутки никогда не смолкали в цехе, хотя порой ребят становилось жалко – так трудно им приходилось работать».

Большинство рабочих, которые трудились в эти годы в мастерских факультета – девушки и женщины. Учебный мастер кафедры АМ-8 К.Ф. Поликанова рассказывает: «Я была в механической мастерской на обработке мин. Мы работали по 12 часов в сутки. Корпуса мин сами загружали в машину в литейном цехе и перевозили в механический. Работа трудная. Плохо было и с продуктами. Но коллектив у нас был дружный. Если кто-то отставал, то ему сразу приходил на помощь товарищ. Норма за смену была 250 мин. Мы ее выполняли на 150–200 процентов. Ведь мы знали, что чем больше мы сделаем мин, тем скорее наступит долгожданный День Победы.

После работы в мастерских мы помогали в госпитале. Давали кровь для раненых. Я сдавала кровь несколько раз. Мы с нетерпением ждали Победу».

Во время Великой Отечественной только одна кафедра АМ-5 оказала помощь более чем 70 заводам. Другие тоже не отставали. В музее МВТУ имеется огромное количество писем с благодарностью от заводчан.