razlivka-v-kokil-1942g-1

Фронт прошел через лабораторию

История Автор

В самом начале войны кафедра литейного производства получила задание разработать технологию и наладить производство мин. В середине октября, когда фронт приблизился непосредственно к Москве, работы в лаборатории были прекращены. Часть рабочих, служащих, преподавателей и студентов отправлялись на оборону Москвы в рядах ополчения. Основные кадры Училища готовились к эвакуации. По плану для МВТУ был намечен город Ижевск.


В литейной лаборатории в это время произошел перерыв в работе. 22 октября начальник институтских мастерских В.Д. Шевцов предложил П.П. Жевтунову восстановить работу литейной лаборатории и начать производство мин. Успешному восстановлению работ способствовало то, что МВТУ имело свою электрическую станцию, от которой происходило питание вагранок, бегунов и других агрегатов.

В главном помещении был уложен рельсовый путь, а кокили поставлены на тележки. Но их перемещали вручную, что было тяжело для рабочих. Тогда под литейной был врыт корпус танка с таким расчетом, чтобы гусеница проходила между рельсами. Так возник приводной конвейер для кокильного литья. Такой привод давал возможность не только регулировать скорость движения конвейера, но даже иметь его обратный ход.
Недостатком конвейера было то, что тележки имели четыре колеса, а из-за размеров помещения путь был с небольшим радиусом закругления. Поэтому тележки сходили с рельсов. Чистая случайность послужила причиной возникновения новой конструкции тележки.

В то время по Москве части ПВО часто возили воздушные баллоны заграждения на двухколесных прицепах, которые буксировали автомашины. Кто-то из сотрудников однажды увидел как эта машина разворачивалась на углу. В это время на улице накрапывал дождь и следы от машины и прицепа были хорошо видны на дороге. Оказалось, что след прицепа почти точно совпал со следом машины. После этого было дано указание: разработать чертежи таких двухколесных тележек, которые одним концом опирались на следующую тележку. Новые тележки были быстро изготовлены, и конвейер стал работать устойчиво.

Такие конвейеры были включены в нашу технологию и изготавливались на других заводах.
Вся работа в основном проводилась силами литейного цеха. В конструкциях старались использовать максимальное число литых деталей, которые цех изготавливал самостоятельно.

Темпы работ постепенно возрастали, и литейный цех превратился буквально в школу передового опыта, в котором проходили обучение рабочие других заводов.

Таким образом, созданный в МВТУ производственный процесс кокильного литья был передан на многие заводы и помог в короткий срок развернуть в нужных масштабах производство мин в стране при использовании для этого гражданских заводов и литейных мастерских.


В одной из лабораторий Училища шла важнейшая для обороны Родины работа под руководством А.Н. Шелеста. Об этом рассказывает сын ученого Павел Шелест.

Война круто изменила жизнь МММИ им. Н.Э. Баумана. В конце июня 1941-го вернулись с практики студенты третьего курса и тут же были направлены на военные объекты. Студенты факультетов «Тепловые и гидравлические машины» и «Танковый» были направлены туда, где находилась танковая ремонтная база – возвращали  в строй машины, поступавшие прямо с фронта. Аналогичные направления получили студенты и других факультетов.

Однажды морозным декабрьским днем в кабинете Шелеста раздался телефонный звонок. Ученый снял трубку. 

– Здравствуйте, Алексей Нестерович! Говорит Поздняков. Ваша работа «Паровозные паросушители», начатая в 1937 году, может в настоящее время считаться завершенной. Как проверенная теоретически и практически.

Сейчас усовершенствованные паросушители вашей системы могут быть применены при ремонте паровозов.

– Я считаю, что в условиях военного времени установка моих паросушителей позволит существенно поднять мощность существующего парка паровозов и одновременно получить существенную экономию топлива, но для этого, Борис Сергеевич, нужна поддержка со стороны не только вашего наркомата, но и наркомата пути.

– Поддержка наркомата тяжелого машиностроения будет вам обеспечена, а вы должны переговорить и наметить план действий в Народном комиссариате путей сообщения. О намеченных и необходимых мероприятиях поставьте нас, пожалуйста, в известность.

В 1942 году, при оборудовании одного из химических заводов, центральная силовая станция которого была варварски разрушена врагом, надо было наиболее простым и дешевым способом установить паровозный котел в качестве стационарной установки для получения необходимой заводу энергии. Но, как известно, паровозы не могут работать в стационарных условиях без сложного и дорогостоящего дымососного устройства. Работники завода обратились за помощью к Алексею Шелесту. Ученый предложил установить на паровозе сифон его системы.


Паровозный котел мощностью около одной тысячи лошадиных сил с применением сифона профессора был установлен и пущен в течение недели. Показатели его работы оказались хорошими.

Вскоре в аналогичных условиях на других заводах были установлены и пущены в ход еще несколько котлов. Их работа также дала блестящие результаты. 

Сифон новой конструкции позволял решать очень важную задачу, возникшую в годы войны. В то же время практикой окончательно была доказана его высокая эффективность. Теперь с успехом можно было реализовать сифон для массового внедрения на железнодорожном транспорте. 

Свободного времени оставалось мало, и ученый занимался своей книгой по паросушителям по ночам. 

 

Павел Шелест