cuoifrdsy1q

Очень юный ученый

Наука Автор

Выступление 11-летнего докладчика на таком авторитетном международном форуме, как Королевские чтения – случай необычный. А точнее – первый за всю их долгую 44-летнюю историю.

Мал да удал
Зовут этого малолетнего ученого – Миша Резников. «Ученого» – не оговорка, не стимулирующая похвала и даже не аванс на будущее. Мальчик уже лет пять погружен в серьезную исследовательскую деятельность – еще дошкольником он стал лауреатом Всероссийской олимпиады школьников. До этого дошколят среди них не бывало.

Началось все с того, что шестилетний Миша заинтересовался тем, как можно избавить некоторых его детсадовских друзей от страха летать на самолетах. К вопросу подошел фундаментально. Начал, как и положено, с теории: рассказал то, что сам узнал о самолетах, почему они летают, как устроен аэропорт. Затем перешел к практике: детишки посмотрели, как работает профессиональный симулятор полета, послушали рассказы настоящих летчиков. Своего он добился – большинство его друзей стало спокойно относиться к полетам. О результатах своей работы он доложил на нескольких конференциях и, в частности, стал лауреатом упомянутой олимпиады.

Охарактеризовать такого мальчика можно одним словом – вундеркинд. В истории нашей страны такие уже встречались. Но часто с возрастом, с началом получения регулярных школьных знаний их уникальность стушевывалась. Это не наш случай.

Миша Резников, а сегодня он ученик 5 «Д» класса гимназии № 1577 Москвы, успешно продолжает научную работу. Подтверждением тому его участие в Международном конкурсе научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звездная эстафета – 2019». Он стал самым юным его финалистом, выступив с проектом «Функциональная диагностика личностных характеристик на этапе профессионального отбора в отряд космонавтов».

Эту работу высоко оценило не только жюри, но и немецкая компания Ecologa Europe GmbH – подарила ему высокоэффективную экранирующую ткань из серебра, олова и меди для защиты от электромагнитных полей высокой частоты, которые возникают при его исследованиях.

untitlet-23-of-151

Руководящая и направляющая
Все мы и сами когда-то были детьми, а у многих уже есть и свои дети. Читая об успехах Резникова, каждый, наверное, решил, что мальчика наставляли на этот путь, например, родители. Но это не так.
– Мы никуда его не водили и даже не подталкивали, – говорит папа Миши. – Он сам по себе увлекся связанной с космосом биологической тематикой: сам нашел консультантов высокого ранга в Академии наук, а после выступления перед космонавтами начал плотно сотрудничать с дважды работавшим на околоземной орбите выпускником МГТУ им. Н.Э. Баумана Олегом Артемьевым. Сейчас его увлекла нейрофизиология человека, исследования головного мозга. У него уже три ваковских публикации. Кстати говоря, мы – его родители – не инженеры и не врачи.

Школа, где учится Миша – многопрофильная гимназия. Там у него есть персональная лаборатория-кабинет с дорогостоящим оборудованием, полученным от организаций, которые заинтересовались его работой. Исследования проводятся серьезные. Например, он самостоятельно, без помощников, снимает электроэнцефалограммы – регистрирует биоэлектрическую активность головного мозга.
Но все это не отвечает на главный вопрос – «как он дошел до жизни такой»?
Ответ, на мой взгляд, прост и ясен – перед глазами был пример.

Хороший пример тоже заразителен
Как оказалось, у Миши есть старший брат Дмитрий. Десять лет назад он (12-летний семиклассник) изобрел электрическую зубную щетку для космонавтов. Вода, которая в полете в дефиците, для нее не нужна. У щетки есть три кнопки. Нажал на первую – из специальных каналов на щетинки поступает паста. Вторая включает компрессор: воздух, продуваемый через щетинки, не дает пасте засохнуть. Третья кнопка включает реверс – отработанная паста засасывается во вмонтированный в щетку контейнер.
Для другого исследования (того, как спокойная музыка влияет на восприятие информации), Диме потребовался энцефалограф. Впечатленная его достижениями, японская корпорация, производящая медицинское оборудование, подарила мальчику портативный энцефалограф стоимостью 15 тысяч евро.
Фирма не выбросила деньги на ветер. Уже в 11 классе Дмитрию присвоили степень PhD (по-английски – доктор философии, а по-нашему – кандидат наук), он стал действительным членом Американской академии неврологии.
– Брат сказал мне, что я должен стать лучше него, – с пониманием лежащей на нем ответственности сообщает мне Миша. И надо сказать, что к этой цели он движется уверенно.

Без помощников
Своя лаборатория, да еще с дорогостоящим оборудованием, в персональном распоряжении 5-классника, согласитесь, нетипично и круто. Интересуюсь у Миши, не хотят ли вместе с ним работать остальные ребята?

– Ребята хотели бы, но пока я привлекаю их только в качестве исследуемых: выбираю самых лучших, которые обладают хорошей интуицией и хорошим логическим мышлением. С контрольной группой я провожу обычную запись электрической активности головного мозга методом вызванных потенциалов, то есть биоэлектрических колебаний. Затем обрабатываю данные с помощью программного комплекса.

– А имеет значение то, кто проходит обследование – отличник или троечник?
– Никакого. Энцефалограмма это не показывает. Мой программный комплекс это не позволяет. В этом случае нужен специальный компьютерный тест-метод.

– Твой пример кого-нибудь вдохновил? Ребята видят твои успехи и только завидуют? Или тоже стараются что-то делать?
– Очень хотят. У нас теперь половина класса увлечена научной деятельностью, особенно медициной.

tsentr-podgotovki-kosmonavtov-_-trenazher

– Как ты познакомился с космонавтом Олегом Артемьевым?
– Это связано с другой моей работой, – вспоминает мальчик. – Я прочитал, что возле Южного магнитного полюса Земли водоросли растут быстрее, чем у Северного. Решил проверить. Высадил салат в три горшка. Один оставил как есть, под второй положил магнит южным полюсом вверх, а под третий – вверх северным. Во втором горшке салат рос быстрее. Это могло пригодиться в космосе. Поэтому, после того как работа была признана перспективной для дальнейшей реализации на борту МКС, консультировать меня взялся летчик-космонавт Олег Артемьев. Кроме него, сейчас мой научный руководитель – Ксения Лебедева. Она – сотрудник Федерального медико-биологического агентства.

– Сколько времени ты тратишь на науку? Как тебе удается общаться с консультантами? Ведь они не рядом.
– На исследования я обычно трачу примерно четыре-шесть часов в неделю. Ведь школьные занятия никто не отменял. Работать стараюсь самостоятельно – все основные исследования и записи делаю без помощников. А научные руководители, если необходимо, всегда могут помочь по телефону или по интернету.

– А подсказать направления дальнейших исследований могут?
– Подсказывают. Чаща всего – космонавты. На Всероссийской олимпиаде «Созвездие» я познакомился с несколькими, и они мне советуют разные темы. Со всеми общаюсь и вживую, и по телефону, и по скайпу. Но в основном с Олегом Артемьевым – он просто замечательный.

– Ты стараешься участвовать во всех олимпиадах, конференциях?
– Нет. Их очень много. Я отбираю наиболее интересные, высшие, сложные, престижные.

– В научной работе, по ходу ее выполнения, всегда возникают новые вопросы, которые заставляют ученого двигаться дальше. Куда движешься ты?
– Я планирую продолжать изучение электрической активности головного мозга у своих одноклассников, только уже другим методом. А еще хочу заняться распознаванием лиц; хочу определить какие части нашего мозга за какие эмоции отвечают. Думаю, над применением в этой работе новых раздражителей.

– Сегодня, на Королевских чтениях, ты сделал доклад в рамках секции «Космическая биология и медицина». Твои коллеги по секции сделали много сообщений о работах, так или иначе касающихся освоения Луны. О таком направлении своих исследований ты не задумывался?
– Нет, совсем не хочу. Не интересно. Освоение Луны – это очень тяжело и опасно. Это я прочитал.

– Да, когда ты делал доклад, то говорил, что многое узнал из книг. Ты много читаешь?
– Примерно одну книгу в неделю. Особенно люблю научные и исторические.

– Может, еще и историей займешься?
– Да, можно.

И это здорово, что «можно». Можно, действительно, почти все. Нельзя только сидеть сложа руки.

Беседовала Елена Емельянова