1501162091_space-background-pictures-1

Космос — новое пространство для жизни

Без рубрики Автор

В МГТУ им. Н.Э. Баумана уже в 44-й раз прошли Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства.


Королёвские чтения – крупное научное событие международного масштаба. За десятилетия существования Чтений сложилась их четкая организационная структура, которая как нельзя лучше соответствует проблематике космической науки и техники: пленарные доклады, секционные заседания, дискуссии, круглые столы, презентации и выставки. В них приняли участие выдающиеся ученые, видные инженеры, крупные руководители промышленности и, возможно это самое главное, – амбициозная молодежь, которой вполне по силам «сказку сделать былью». Предлагаем вашему вниманию лишь очень немногое из того интересного, что происходило.

Новая политика в космосе
«27 января указом Президента были утверждены основы государственной политики в области космической деятельности. Они новые, изменились», – сообщил участникам пленарного заседания первый заместитель генерального директора Роскосмоса Юрий Урличич. Особое внимание в программе уделено развитию орбитальной группировки, доступу в космическое пространство с территории России (для этого создается космодром «Восточный», который уже начал успешно функционировать), продолжению фундаментальных научных исследований и, конечно, пилотируемой космонавтике (пока на околоземной орбите), совершенствованию сервисов, которые сегодня недостаточно развиты. «Мы должны стать не только видом, который обитает на Земле, но и, очевидно, видом, который может покинуть Землю, если это будет необходимо», – сказал Урличич.

«Орел» полетит на Луну
На 2023 год намечен испытательный полет нового космического корабля «Орел». Еще через год он в автоматическом режиме посетит МКС, а в 2025-м доставит туда космонавтов. Позже – в 2028-м – «Орел» облетит Луну без экипажа на его борту, а в следующем году повторит эту операцию в пилотируемом варианте. Тогда же будет и опробовано проведение его стыковки с лунным взлетно-посадочным комплексом.

Космос – сфера услуг
97 % космического рынка – это сервисы, а три процента – ракеты-носители, космические аппараты и оборудование. Россия планирует увеличивать свою долю в секторе услуг. Это потребует кооперациии с самыми разными структурами и организациями, но только так можно осуществить новый инновационный рывок, который нам так нужен в космонавтике.

На ядерной тяге
У России сохраняется то преимущество, которое было еще у Советского Союза – создание транспортного энергетического модуля с ядерной двигательной установкой, необходимого для полетов к дальним планетам солнечной системы.

Мусор опаснее комет
Космическая безопасность – это сверхидея, способная объединить человечество. Угрозу представляет не только космический мусор в околоземном космическом пространстве, который образуется в результате нашего технологического неумения работать. Еще есть астероидная и кометная опасность. Это настоящая проблема – ведь «с вероятностью, близкой к единице, что-то огромное может прилететь к Земле». К сожалению, человечество мониторит не все что летает. Больше того – мы можем мониторить только то, что есть в Солнечной системе. А в 2019 году была замечена комета, которая, судя по траектории, прилетела из другой системы. Появление таких гостей – «черных лебедей» – мы не можем предусмотреть. А они могут пройти слишком близко от Земли и даже попасть на нее.

В космос на прогулку
Эксперты предполагают, что уже в самое ближайшее время полеты в космос «по путевке» станут совершенно обыденным и доступным делом. Так это или нет, покажет время, но те, кто смотрят в будущее с оптимизмом, уже сейчас работают над такими проектами.
Доклад бауманцев Г. Бадикова и М. Лаптевой «Инвестиционный проект по созданию системы суборбитального космического туризма» – как раз пример такого. Речь идет о создании многоразовой системы космического туризма с ценой полета одного туриста 250 тысяч долларов. Предполагаемый срок окупаемости проекта – 3–5 лет. А при стоимости 350 тысяч долларов – всего 3-4 года.

Две главные задачи
Выдержки из доклада академика Евгения Микрина, зав. кафедрой ИУ-1, ген. конструктора по пилотируемым космическим системам и комплексам и зам. ген. директора ПАО РКК «Энергия»
Новая программа в области космической деятельности предусматривает решение двух главных задач. Первая – это завершение развертывания и эффективное использование российского сегмента МКС, расширение научных исследований на околоземных орбитах. Вторая – создание перспективных пилотируемой транспортной системы и космической инфраструктуры для осуществления на рубеже 30-х годов пилотируемых полетов в окололунное пространство и на Луну.

К 2022 году планируется завершение строительства российского сегмента МКС. Сегодня Россия имеет в своем сегменте станции пять модулей, а будут пристыкованы еще три – по одному в год, начиная с 2020-го. Все новые модули проектируются с учетом возможного создания в будущем российской орбитальной станции.

Для транспортного обеспечения будущих программ освоения космоса создается пилотируемый транспортный корабль. Для его доставки на околоземную орбиту будут использоваться ракеты-носители «Ангара-А5» и «Ангара – А5М».
Первый беспилотный полет корабля с использованием РН «Ангара – А5» планируется в сентябре 2023 года. Пилотируемый – в 2024-2025-м с использованием «Ангара – А5М».

Стратегическая цель развития космонавтики – исследование и освоение Луны. Предполагается создание пилотируемых и автоматических средств, которые, в свою очередь, входят в состав орбитальной и наземной космических инфраструктур.
Первый этап – исследование Луны автоматическими космическими аппаратами, создание около Луны посещаемой станции. Второй – отработка средств доступа на поверхность Луны. Могут быть созданы и первые элементы посещаемой лунной базы. Третий этап – сооружение и эксплуатация в посещаемом режиме Лунной базы с созданием единой системы пилотируемых и автоматических средств исследования Луны.
С 2021 года планируются запуски автоматических аппаратов «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «Луна-28», что обеспечит подготовку и создание лунного полигона, и начало полетов на спутник Земли.

Историю знать и помнить
Александр Александров (летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, выпускник МВТУ им. Н.Э.Баумана) рассказал о найденном в архиве ЦИАМа пятитомном репринтном издании отчета о технических конструкциях, разработках и достижениях, сделанных в области изучения реактивного движения в 20-40 годы прошлого века. Повествование об историческом и технологическом развитии этого процесса будет интересно и нынешним специалистам, и тем, кто в будущем придет в эту технику

Сами не рады, но это опыт
Заместитель директора Института космических исследований РАН, чл.-кор. РАН Олег Кораблев рассказал о сложностях с реализацией совместного проекта Роскосмоса и Европейского космического агентства ExoMars-2020 по доставке марсохода на Красную планету летом этого года. По его словам, сложности возникли при подготовке космического аппарата.
Международное сотрудничество требует налаживания особой кооперации, а это не всегда просто. «В общем-то, тут напланировали так, что, можно сказать, сами не рады, но, тем не менее, это колоссальный опыт совместной работы», – отметил Олег Кораблев.
Запуск к Марсу с космодрома Байконур намечен на период с 26 июля по 13 августа этого года, когда будет открыто очередное «астрономическое окно». Посадка десантного модуля на Марс намечается на март 2021 года.
Отличительная особенность ровера, который будет работать на поверхности Марса, – бурильная установка. Она позволит достичь глубины 2 метра. В этом слое, который никогда не подвергался действию космических лучей, возможно, сохранилась какая-то жизнь или ее следы.
Главная цель бурения – обнаружение метана. На Земле большая часть метана – биологического происхождения. На Марсе он тоже может быть свидетельством жизни, хотя и не обязательно.

Суперкомпьютер на орбите Земли
Проект создания орбитальной супер-ЭВМ космического базирования производительностью 1,5 петафлопса, на базе солнечной электростанции мощностью 600 кВт, рассматривался в докладе, подготовленном Г. Щегловым, профессором кафедры СМ-2 «Аэрокосмические системы» МГТУ им. Н.Э. Баумана и Л. Морозовым. В докладе «обсуждаются особенности компоновочной схемы обслуживаемого спутника стартовой массой около 27 тонн, оснащенного панелями солнечных батарей и радиационными теплообменниками. Из условия того, что КА должен быть
максимально освещен на всем участке полета, определены параметры солнечно-синхронной орбиты высотой 700 км».

Елена Емельянова