1070427-01

Покорили космос – покорим и Арктику

События Автор

Наш Университет принял активное участие в V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога».


Для вуза Арктика – новое, но важное направление. Поэтому одной из целей участия в форуме была необходимость заявить о себе. И это вполне удалось. Наш девиз: «Покорили космос – покорим и Арктику». Уверенность обоснованная – все те компетенции и возможности, которые накоплены в МГТУ, необходимы и в Арктическом регионе. Это технологии энергетики, системы освещения, средства автономной навигации, вопросы медицины и многое другое.

– МГТУ им. Н.Э. Баумана за свою историю решил много прорывных задач, – говорит директор Арктической дирекции Университета Родион Степанов. – Сейчас мы должны применить свой опыт в Арктике. Прошедшее мероприятие состояло из двух частей – собственно форума (выступления) и выставки. Мы присутствовали и там, и там.

Интерес к стенду МГТУ был большой. Бауманцы представляли действующую технику. Более того, когда встал вопрос, а можно ли продемонстрировать их в действии, то мы это сделали. Из 14 наших проектов лишь некоторые были натурными образцами.

Например, подводный телеуправляемый робот-кабелеукладчик, который сейчас создается для замыкания коммуникационного кольца нашей северной территории. Эта мегамашина будет весить около 28 тонн. Довезти ее до Баренцева моря и испытать в натурных условиях – еще одна отдельная задача. Укладчик – это, по сути, подводный трактор, способный не только самостоятельно перемещаться на гусеничном ходу, но и плавать в толще воды по командам оператора. Он осуществляет укладку подводных линий связи в траншею. Это совместная разработка нескольких наших кафедр и НИИ. Она полностью создана на базе технологических возможностей отечественной промышленности.

Многие впервые узнали, что в устройствах, которые закупает Министерство обороны, значительная часть инжиниринга именно от МГТУ. В том числе снегоходы. Они сделаны на предприятии «Русская механика». Это наследник завода, который изготовлял «Буран». Когда встал вопрос о выпуске новой продукции, они обратились в МГТУ, и значительная часть работ по проектированию была переведена сюда – им занимались на факультете СМ.
Другой экспонат – типоряд радиолокационных станций для аэродромов арктической зоны. Станции были испытаны в условиях реального боевого применения и прекрасно себя зарекомендовали. Специалисты, посетившие наш стенд, высоко оценили многофункциональность радиолокационных средств, позволяющих заменить два типа локаторов – аэродромный и посадочный – на один, способный наблюдать за всеми видами воздушных объектов, включая малые беспилотные и аппараты, выполненные по технологии «Стелс».

С представителями Минобороны и Северного флота мы достигли договоренности о возможности опытной эксплуатации наших изделий. Чтобы военные правильно поставили задачу инженерам, они должны увидеть предложение, а затем сказать, нравится ли оно им. Так, например, они попросили предоставить на испытание вездеход «КамАЗ–Арктика».

Лично мне нравится разработка «Шельф». Нравится работа «Создание быстроразвертывамых арктических аэродромов». Она еще более комплексная, чем «Шельф». Там есть оптико-электронный пост. Он предназначен для слежения за летным полем: лазерный дальномер, видимый канал. Летное поле становится инновационным. Можно увидеть, где летательный аппарат приземлился, где он оторвался от земли, кто зашел на поле.
Как ни странно, но у нас в МГТУ много специалистов, которые друг друга не знают. Есть, например, группа на факультете Э, которая разрабатывает технологии по созданию посадочных площадок арктических аэродромов на льду. Она же занималась созданием бобслейных трасс в Сочи при подготовке к Олимпиаде. Здесь как раз и появилось уникальное ноу-хау – такая добавка к воде, с которой при заливке летного поля получается покрытие, соизмеримое по прочности с бетоном.

Но и это еще не фантастика. Фантастика в том, что появилась идея, как продлить жизнь ледового летного поля в период межсезонья. Для этого надо доставить поток холодного воздуха из верхних слоев атмосферы в зону аэродрома. Оказалось, что и это возможно.

Координация усилий – задача дирекции по Арктическим программам
Чтобы арктические работы велись организованно и ритмично, год назад была образована специальная Дирекция по арктическим программам. Основная задача – выполнение работ по формированию и реализации МКЦП (Межведомственная комплексная целевая программа) «Арктические технологии».

Есть задача второго уровня: координация деятельности, объединение усилий и проектное управление организацией научных исследований в МГТУ, а также использованием результатов этих исследований для развития Арктического региона России.
Появилась и третья – выполнение НИОКР в рамках программ и проектов развития Арктического региона.

Дирекция выстраивает внутреннюю кооперацию в вузе: создает временные трудовые коллективы, привлекает к работе по совместительству сотрудников с разных кафедр.

Чтобы информация о работе арктической дирекции и о решаемых ею задачах стала максимально гласной, мы, в частности, планируем проводить конференции, есть идея создать НОЦ «Арктические технологии». Надеемся, что это привлечет не только внимание, но и пробудит у специалистов интерес к сотрудничеству, приведет к появлению новых заказчиков. Например, к нам уже обратилась военная академия – там хотят начать подготовку специалистов по радиолокационным системам (в Университете очень хорошие компетенции в этой области) для Арктики.
Сегодня в рамках МКЦП собрано около 500 предложений на огромную потребную сумму финансирования, сравнимую с затратами на строительство непосредственно самого Керченского моста.


В рамках V Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» прошла выставка, посвященная российским достижениям в сфере экологии, науки и прорывных технологий, направленных на ответственное освоение Арктики. Представленные нашим Университетом экспонаты как нельзя лучше соответствовали главной теме форума – «Арктика. Океан возможностей», значительно расширяя горизонты этих возможностей.

Экологически безопасный вездеход «КамАЗ – Арктика»

Этот вездеход с колесной формулой 6х6, с шарнирно-сочлененной рамой и полной массой 30 тонн передвигается на шинах низкого давления. Он предназначен для движения как в условиях бездорожья, так и по дорогам общего пользования в районах Арктики, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

img_6003-32

Квадроцикл «РM 800»

Мотовездеход колесной формулы 4х4это электромотовездеход с электромеханической трансмиссией, который способен преодолевать естественные и искусственные препятствия: уклоны, склоны, траншеи. Он предназначен для перевозки людей и малогабаритных грузов в условиях бездорожья, за исключением снежной целины с глубиной снежного покрова более 250 мм.

bez-imeni

Снегоход «TAYGA PATRUL 800»

Это снегоход повышенной грузоподъемности. Он предназначен для перевозки людей, малогабаритных грузов массой до 85 кг, буксировки прицепов (саней) массой до 250 кг по заснеженной пересеченной местности и даже по снежной целине.

f-snegohod

Высокоскоростная амфибия ВСА (для работы в арктических условиях)

Демонстратор технологий (летающая лаборатория «Модель ВСА-500») представляет собой движущуюся точную копию (уменьшенную в 25 раз) разрабатываемой высокоскоростной амфибии ВСА-500 грузоподъемностью до 300 тонн.

Разработанный типоряд ВСА может стать основой для формирования в России высокоскоростного амфибийного флота арктических регионов и сделает реальностью возникновения новой отрасли промышленности – экранопланостроения.

img_6003-18

Телеуправляемый подводный робототехнический комплекс для прокладки коммуникационных кабелей Комплекс предназначен для проведения подводных технических работ, укладки подводных линий связи в траншеи. Подводный телеуправляемый траншеекопатель (проект «Шельф») способен перемещаться в толще среды и на гусеничном ходу по командам оператора.

Комплекс полностью создан на базе технологических возможностей отечественной промышленности и аналогов в России не имеет.

img_6003-9

РЛС для обеспечения арктических аэродромов

Данные РЛС используются для оснащения автономных аэродромов двойного назначения в арктической зоне для работы в сложных метеоусловиях и с малым трафиком. Возможно использование на стационарных площадках, на быстро разворачиваемых и оперативно перебазируемых аэродромах.

Предусмотрено наблюдение всех видов воздушных объектов, включая малые беспилотные летательные аппараты, и выполненные по технологии «Стелс».

img_6003-4

 

Подготовила: Елена Емельянова
Фото: Кирилл Носов, телестудия МГТУ им. Н. Э. Баумана