kartashov-2

Кто делает «Арктику»

Без рубрики Автор

Один из победителей конкурса «Лучший преподаватель» – Александр Карташов, к. т. н., доцент кафедры «Колесные машины» (СМ-10). Он рассказал нам о своем опыте преподавания и дал советы будущим инженерам.


– Что вам нравилось во время вашей учебы?
– В знаниях, которые давали нам преподаватели, я видел не только теорию, но и ее практическое применение. Я считаю, что вопреки общепринятому мнению, студенту важнее посещать не семинары, а именно лекции. На них преподаватель может привести примеры из опыта, показать, как теория применяется в реальной жизни. Теорию я даю в виде конспекта лекций, а на занятиях рассказываю, как эта теория работает.

– Задумывались ли вы во время учебы о карьере преподавателя?
– Студентом, честно говоря, не думал об этом. А потом как аспирант я проходил обязательную педагогическую практику. Сначала вел лабораторные работы, потом семинары, затем, будучи ассистентом, стал читать лекции.

– Что вам больше всего нравится в работе преподавателя?
– То, что я могу общаться с умными людьми. Бауманские студенты самые лучшие, самые любознательные. С ними действительно интересно, особенно если правильно преподнести им информацию. Ни в одном месте, кроме Университета, я не могу пообщаться с таким количеством умных людей.

– Вы так нахваливаете бауманцев. Можно ли назвать их идеальными студентами? И вообще, какой он – идеальный студент?
– Идеальный студент – сложное понятие. Прежде всего, любой студент должен быть порядочным. Это главное качество для любого человека, и студенты не исключение. Целеустремленность, уверенность и другие «идеальные» качества можно развить при правильном подходе.

– А идеальный преподаватель?
– Он должен постоянно совершенствоваться, узнавать новое. Необходимо каждый год расширять преподаваемые курсы, дополнять учебную программу. Если преподаватель будет 30 лет подряд читать одно и то же, у него не будет ни одного слушателя.

– Какие изменения вы бы внесли в современную систему образования?
– Обучение сейчас состоит из формальной части (получение баллов, закрытие модулей, выполнение рубежных контролей) и неформальной (получение собственно самих знаний). Эти части бывают не очень связаны между собой и на практике, и в головах студентов. Высокие баллы не гарантируют отличных знаний. В погоне за рейтингами студенты могут забыть о том, что действительно важно. Поэтому стоит упрочнить связь между формальной и неформальной частями обучения.

– Над какими проектами вы сейчас работаете вместе со студентами?
– Над двумя проектами КамАЗа: завершаем проект «Арктика» и разрабатываем беспилотные самосвалы. Кроме студентов, участие в них принимают и аспиранты. Те и другие ведут основные разработки. Преподаватели выступают больше как руководители.

Совместно с учащимися на кафедре проводятся вообще все разработки. Из самых примечательных – бронированные автомобили, вездеходы на шинах низкого давления, независимая подвеска и система привода колес КамАЗа, специальные полицейские автомобили.

– Как вы привлекаете студентов к работе?
– Раньше мы рассказывали о работе на занятиях, а сейчас студенты сами узнают о такой возможности от старшекурсников. Уже не хватает свободных мест – на каждую вакансию образовалась очередь. Студенты воспринимают такую работу как стажировку. Со слов старших они знают, что лучшая конструкторская школа – на кафедре. Сейчас проблема не только с вакансиями, но и с рабочей площадью: каждый квадратный метр седьмого этажа башни в Главном здании занят нашей кафедрой, причем большинство обитателей этажа – студенты. Сотрудникам приходится занимать территорию коллег.

– Вы работаете над проектами КамАЗа. А есть ли будущее у отечественного легкового автопрома?
– Безусловно. В России с этой отраслью все не так плохо, но у людей существует предубеждение. Наш автопром точно не безнадежен. Нам есть куда стремиться, но нужно менять и отношение людей.

– В октябре прошлого года на конференции «Автонет» говорили о тенденциях автомобилестроения: беспилотные автомобили, техническое зрение и т. д. Там сказали, что ни один вуз не готовит специалистов, которые могли бы работать с новейшими технологиями. Вы с этим согласны?
– Скорее, согласен. В том объеме, как того требует ситуация, не готовит. С проектом беспилотных самосвалов мы буквально запрыгнули в последний вагон, чтобы соответствовать трендам. Но, по большому счету, квалификация большинства российских выпускников недостаточна.

– Какие еще перспективные направления автомобилестроения можете назвать?
– Электромобили, летающие автомобили, повышение безопасности транспортных средств.

kartashov

– А из тех направлений, которые сейчас не так популярны, что вам кажется перспективным?
– Композиционные материалы в автомобилестроении. В том числе, возможно, непневматические шины, которые представляют собой оболочку из композиционных материалов.

–Московские электробусы, которые пустили летом, были спроектированы совместно с СМ-10?
– Абсолютная правда. Вся электротрансмиссия, алгоритм управления – все спроектировано на кафедре. Мы стали набирать в команду студентов не только нашей специальности, но и, например, с ИУ, СМ-7 – они работают в отделе электробусов.

– Что вы посоветуете студентам?
– Прежде всего – не относиться к обучению, как к формальности. Образование – это классная возможность не просто получить знания, но и вообще стать лучше в человеческом, личностном плане. Не стоит тратить время на бесполезные дела, которые могут казаться интересными. Нужно, не побоюсь этого слова, заставлять себя учиться. В будущем это обязательно пригодится.

Беседовала Катерина Соколова