5

На завод не на экскурсию

Без рубрики Автор

95 процентов оптических материалов, необходимых сотням НИИ, КБ и предприятиям России, разрабатывающим и выпускающим оптико-электронные приборы и системы, производит АО «Лыткаринский завод оптического стекла».
Студентам кафедры «Лазерные и оптико-электронные системы» (РЛ-2) МГТУ им. Н.Э. Баумана повезло – уже седьмой год подряд они проходят технологическую практику на этом выдающемся предприятии, где есть все технологические переделы, обеспечивающие полный цикл изготовления оптических приборов.

От телескопа до микроскопа
Такую, по нынешним меркам уникальную, возможность своим студентам обеспечили заведующий кафедрой Николай Барышников и руководитель ее технологического сектора доцент Дмитрий Денисов.

– Практика традиционно проходит в августе, – рассказывает Дмитрий Геннадьевич. – В этот раз в ней приняли участие 20 человек – бакалавры по направлению «Лазерная техника и лазерные технологии». Каждый из них получил индивидуальное техническое задание, предварительно отработанное и согласованное с руководителями подразделений завода. Кто-то разрабатывал технологический процесс изготовления оптических деталей, другие описывали принципы работы оснастки для их изготовления и контроля, третьи изучали принципы работы функциональных схем контрольно-измерительной аппаратуры и прорабатывали методики сборки и юстировки ее узлов.

Что же это за «оптические детали», которые студенты описывали, разрабатывали, контролировали? Их номенклатура весьма обширна и при этом разнообразна. Например – театральные бинокли, которые мы порой берем только для того, чтобы взять одежду из гардероба без очереди, вся космическая аппаратура дистанционного зондирования земли. А еще – подзорные трубы для туристов и микрофотографическое устройство для одновременного исследования и фотографирования, бинокли и очки ночного видения, осветительные приборы, телескопы, медтехника.

Астроситалл – красивое слово и суперматериал
Несколько лет на заводе начали производство астроситалла – новейшего стеклокристаллического материала для астрономических зеркал и других оптических деталей со сверхнизким коэффициентом теплового расширения.

Не исключено, что и в новейших лазерных боевых комплексах, которые, как сказал Владимир Путин, «кратно расширяют возможности России, именно кратно, в сфере обеспечения своей безопасности», могли быть использованы лазерные стекла Лыткаринского завода.

Крупнейшая в Европе 70-метровая вакуумная камера, обеспечивающая уникальные испытания – это тоже ЛЗОС.
В течение последних 15 лет завод реализовал более 120 российских и международных проектов по изготовлению крупногабаритной астрономической оптики. Свою продукцию он поставляет более чем в 30 стран мира.

Этот краткий перечень, конечно, не исчерпывает все современное и уникальное, что есть на предприятии, но дает ясное понимание – практика, пройденная здесь – она вовсе не для галочки, это настоящий интеллектуальный стимул.

Как организовано
Учебная группа делится на подгруппы по числу производственных подразделений, в которых проходит данная практика: цех производства малогабаритной высокоточной оптики (полный цикл производства оптических пластин, линз, призм); цех сборки и юстировки оптико-электронных приборов и систем (сборка и юстировка элементов оптических систем и оптико-электронных приборов, технологии изготовления корпусных деталей), научно-производственный комплекс «Астрономическая и космическая оптика» (производственные цеха, среди которых цех варки и отжига упомянутого выше астроситалла).

Во время практики каждый студент получил навыки изготовления и высокоточного контроля качества оптических изделий. После этого выполнил уникальную курсовую работу, в которой продемонстрировал знание современного контрольно-измерительного оборудования.

7

Программа технологической практики на Лыткаринском заводе основана на практико-ориентированном подходе. Ребята не по учебникам, а на реальном производстве знакомятся с работой завода; узнают, как используются приборы, инструменты, оснастка; получают междисциплинарные знания для решения инженерных задач.

– Наши студенты на завод приходят не на экскурсию, а на работу. Мы добиваемся того, чтобы за время практики они ознакомились со всем спектром научных направлений – от конструкторско-технологических до самых современных разделов оптического материаловедения. Итог практики – защита курсовой работы, – продолжает Денисов. – Итог, но не конец. После защиты проходит конкурс на лучший технологический проект, организованный совместно со Студенческим научно-техническим обществом им. Н.Е. Жуковского.

Лучшие студенческие научные проекты могут быть рекомендованы для участия в молодежной научно-инженерной выставке «Политехника» в рамках Всероссийского форума научной молодежи «Богатство России». Дипломанты имеют возможность участвовать в различных стипендиальных программах, включая стипендии Президента и Правительства.

На недавно завершившемся Всероссийском конкурсе по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий Дмитрий Денисов стал победителем. Его подход к организации и проведению практики подтверждает, что жюри не ошиблось в своем выборе.

Елена Емельянова