znkrcvbvpdg

«Формула» победы

Спорт Автор
Несмотря на календарную осень, выходные 22-23 сентября в парке Горького были жаркими благодаря техническому сражению: битве студенческих болидов – фестивалю «Формула-Студент». Бауманская команда с успехом прошла дисциплины Acceleration и Autocross, а вечером протестировала болид на мокрой трассе и была готова к гонке в зачете «Формула».

a5_xjocoo7m

Первая часть гонки прошла успешно, но на пит-стопе обнаружилась проблема – на трассе остались следы масла. Организаторы сняли нашу команду с заезда. Несмотря на это, ее есть с чем поздравить – она одержала победу в дисциплинах Acceleration и Autocross.


Acceleration – это соревнование на ускорение, проходящее на участке трассы длиной 75 метров в четыре попытки, по две на двоих пилотов. По окончании заездов организаторы выбирают лучшую из попыток. Баллы начисляют в зависимости от отставания от лучшего результата соревнований. Autocross – соревнования на точность управления. Так же дается четыре попытки, из которых потом выбирают лучшую. Победитель в этой дисциплине получает преимущество – стартует последним на Endurance (пробег на выносливость – 22 км по замкнутой трассе со сменой пилота в середине заезда). Выгода для команды, во-первых, в том, что есть больше времени на подготовку машины. Во-вторых, после каждой команды на трассе остаются частички резины, и к последнему заезду трасса становится прорезиненной, что улучшает сцепление и дает возможность при прочих равных условиях пройти Endurance быстрее.


Участник бауманской команды Стас Сороченко рассказал нам о фестивале.

– Стас, с какими трудностями вы столкнулись?
– Во время сезона у нас возникли проблемы с двигателем. До начала этапа ребята-двигателисты полностью перебрали и настроили его сначала на стенде, потом уже на машине. Во время гонки в зачете «Формула» случилась поломка в турбине – стало течь масло, поэтому нас сняли с заезда.

– Ты доволен выступлением, если не считать последний заезд?
– Наша машина самая красивая, самая сложная и самая технологичная, потенциал у нее огромный. Я думаю, он не был раскрыт в полной мере, и мы могли выступить лучше.

– Какие лайфхаки помогают тебе совмещать учебу и «Формулу»?
– Было бы желание, а время найдется. Я учусь на СМ-10. «Формула» и учеба дополняют друг друга. У нас на кафедре можно делать курсовые проекты по «Формуле-Студент» – усвоить теорию помогает реальная разработка. Ты знаешь, что она действительно работает, это проверено на практике. Более того, участие в «Формуле» можно связать не только с курсовыми работами, но и с ознакомительной конструкторской практикой.

– Что тебе больше всего нравится в этом проекте?
–Я получаю знания, которых не дадут на парах. Семинары и лекции – это теория, а «Формула» – практика. Ты можешь с нуля сделать деталь. Сначала придумываешь, потом моделируешь, проверяешь на прочность, проводишь оптимизацию. Затем сам можешь изготовить ее в лаборатории или отправить на изготовление партнерам.

pro7y06x3ry

– Какие перспективы дает участие в «Формуле»?
– Все зависит от человека. Многие из выпускников «Формулы-Студент» работают в различных КБ в Университете, некоторые – в Научно-автомоторном институте, то есть остаются в той сфере, в которой были на «Формуле». Я пока не определил, чем именно хочу заниматься, все-таки у меня прошла только половина учебы.

– Как попадают в команду?
– Когда к нам приходит первокурсник, он ничего не знает. Первое, что новичок должен выучить, – это регламент (требования к автомобилю, которые меняются каждый год). Если он усвоил его базовые требования, то может вступить в команду. Подробный регламент по своему отделу знают только его сотрудники.
Прийти к нам можно учась на любом курсе. Если есть желание, то на возраст никто смотреть не будет. Просто кому-то на определенную задачу потребуется меньше времени, потому что он был на «Формуле» до этого. Или, наоборот, человек только на пятом курсе пришел, но он уже знает все программы, в которых мы работаем.

– Вы постоянно общаетесь с партнерами, проводите презентации. Как прокачиваются не только инженерные навыки, но и личностные?
– У нас постоянная текучка кадров: старшие уходят, а ты занимаешь их место – становишься, например, начальником отдела или капитаном команды. Теперь учить новичков нужно тебе. Из ученика становишься учителем. Так и прокачиваются лидерские качества. Каждый выпускник «Формулы» что-то вкладывает в следующее поколение. Опыт и знания накапливаются и передаются.

– Что происходит с автомобилями, которые свое уже откатали? Они все находятся в УЛК?
– Большинство автомобилей – в лаборатории. Некоторые ставим на подиум на входе в корпус, а некоторые разбираем на детали и модифицируем для следующего автомобиля.

_rb4c-ajuau

– Когда вы получаете новый регламент? Московский этап закончился, и вы получили его в ту же секунду?
– Нет, мы получили регламент уже давно – в конце августа или в начале сентября. Сейчас, когда этот этап закончился, мы разбираем допущенные ошибки, изучаем новый регламент, и в октябре начнем работу над новым автомобилем.

– Какие у вас отношения с соперниками?
– Мы хорошо общаемся со всеми командами. К нам может подойти любой и посмотреть на нашу работу. Конечно, никто его не прогонит. И мы можем в любую команду зайти и что-то попросить. Всегда помогут, покажут, подскажут, никто не будет жадничать, закрывать «свою прелесть» от других. «Формула» – это, в первую очередь, инженерное соревнование, где нужно делиться опытом, узнавать что-то новое. На Московском этапе у нас, например, было много оборудования, и мы со всеми делились. Так было и на Европейских этапах, везде взаимовыручка и дружеские отношения.

– Какие пожелания будут для тех, кто хочет попасть в «Формулу»?
– Идти на первом курсе и правильно планировать время. Если ты знаешь, чего хочешь, то все реально. Целеустремленность, ответственность и умение работать в команде необходимы каждому участнику «Формулы».

Беседовала Екатерина Соколова